АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЮНГА

Процессуально ориентированная психология, или процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) — теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей (психотерапию, личностный рост, групповые процессы) и заполняющее собой разрывы между искусством, психотерапией, духовной практикой и социальной активностью.

Парадигма Процессуальной работы предлагает новый взгляд на работу со всеми областями человеческого опыта, в особенности с теми, которые считаются проблемными или болезненными: телесными симптомами, конфликтами взаимоотношений, социальными напряженностями и политическими различиями. 

211Создатель процессуально-ориентированной психологии Арнольд Минделл – американский психолог, психотерапевт, писатель. Но прежде, чем стать психологом, Минделл закончил Массачусетсткий технологический институт и получил диплом физика. В 1961 он приехал в Цюрих продолжать свое физическое образование. Однако там он познакомился с работами К.Г.Юнга, заинтересовался его аналитической психологией и стал юнгианским аналитиком в институте Юнга. Минделл никогда не был лично знаком с Юнгом, более того, до своего приезда в Цюрих (спустя всего неделю после смерти Юнга!) он ничего не слышал о Юнге и аналитической психологии.

Юнг, которого всегда интересовало взаимоотношение между сновидениями и физической реальностью, последние годы жизни посвятил исследованию в сотрудничестве с физиком В.Паули связи между психологией и физикой. Незадолго до своей смерти он просил Марию Луизу фон Франц, свою ученицу и духовную наследницу, продолжить эти исследования (М.Л.фон Франц «Число и Время» – книга о единой основе психологии и физики). Из бесед Минделла с фон Франц и выросли его исследования в области процессуально-ориентированной психологии.

А.Минделл прошел профессиональную подготовку по юнгианской психологии, и процессуальную работу он оценивает как современное продолжение юнгианских традиций (хотя гештальт-терапевт, по его остроумному замечанию, может сказать, что она является новой ступенью в развитии гештальтистской практики). На самом деле процессуальная работа – это «пирог, каждая долька которого имеет свой собственный вкус» (из книги А.Минделла «Вскачь задом наперед»):

 Pirog

«Ролевая игра в процессуальной работе напомнит гештальт. Когда идет работа с мифами и сказками, это напоминает юнгианство. Стремление уделить внимание процессу осознавания похоже на випассана-медитацию, а доверие к текущему моменту – на даосизм. Кто-то увидит в процессуальной работе общее с хайкоми, биоэнергетикой, массажем или другими формами телесной работы». А.Минделл любит повторять, что в процессуальной психологии есть только одна техника – осознание, использует же она все, чего в данный момент требует процесс: буддизм, юнгиансую психологию, НЛП, гештальт и «многое другое, о чем мы и помыслить не можем». 

Один из главных принципов Юнга — его телеологическая концепция («телеос» — цель), объяснение настоящего с точки зрения будущего, в отличие от принцина казуального, согласно которому события настоящего – это следствия прошлых событий. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и будущим (телеология). Каждое событие стремится к значимой цели. Юнг применял свою телеологическую концепцию к снам, Минделл применил ее к телесным переживаниям: он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ — это два канала одного и того же глубинного процесса.

Юнговская концепция «бессознательного» А.Минделлом была расширена по той причине, что он считал необходимым в свою практику юнгианского аналитика включить движение и работу с телом. Таким образом, его практика работы со сновидениями стала работой со сновидящим телом, поскольку он включил в нее собственный эмпирический метод установления связи между телесными симптомами и ночными сновидениями. В результате была написана (в первой половине 1970-х) первая книга А.Минделла — «Сновидящее тело», которая адресована тем, кто хотел бы найти психотерапевтический подход, заполняющий существующую теоретическую брешь между психикой и телом. Сновидящее тело – это некая форма опыта, которая выражает себя посредством ощущений в теле и образов в сновидениях, и тело, и сновидение одновременно. 

Подобно Юнгу, Минделл исходил из того, что все происходящее в жизни имеет смысл: «Изучая юнгианскую психологию, начинаешь понимать, а вернее, обнаруживаешь опытным путем, что события имеют свой смысл. Мысль, что боль в ноге сообщает мне о том, что я нездоров, казалась не совсем правильной. Внутри себя я слышал другой, более заботливый, голос: «Может то, что происходит с тобой, — нечто вроде сновидения!» Я задумался. Я всегда полагал, что сны имеют значение. Вот я и подумал: быть может, то, что происходит в теле, тоже имеет какой-то смысл, а не является просто патологией» (из книги «Вскачь задом наперед»). Минделл стал следовать процессу, стал следовать бессознательному, стал следовать телу и благодаря этому им было сделано замечательное открытие – идея саморазъяснения сновидения: если сосредоточиться на текущем процессе, то сон объяснит, раскроет себя сам. То же самое говорил Юнг, только другими словами: он утверждал, что в сновидениях содердится их собственная интерпретация.

В процессуальной работе важную роль играет телеологическая значимость симптома: ис–целение. Работая с симптомом, процессуальный терапевт обращает внимание не на то, откуда он (симптом) пришел (каузальная значимость), а с какой целью, для чего он есть у клиента; в отличие от казуального подхода (поиск причины и выявление причинно-следственных связей, например, обращение к детским травмам), взгляд, характерный, например, для психоанализа. В основе процессуальной работы лежит не поиск причин и ответ на вопросы «откуда?, почему?», а поиск цели и ответ на вопросы «зачем?, для чего?».

Отсюда разница между лечением, целью которого можно назвать поиск причины, породившей симптом, и избавление от симптома путем работы с причиной, – и исцелением. Ис-целение с точки зрения А.Минделла – путь к большей целостности путем интеграции того, что отвергалось. Симптом в процессуальной работе становится не проблемой, которую надо решать, не врагом, которого нужно победить, а другом, союзником, подарком. Симптом несет в себе дар, послание, смысл. Поэтому при исцелении не ставится цель избавления от симптома.

Связь процессуальной работы с юнгианским анализом и архетипами.

Аналитики не обучены отслеживать сигналы и обратную связь, они сосредоточены на содержании сновидения, а не на его процессе. С другой стороны, многие процессуальные терапевты пренебрегают символикой. Юнгианцы говорят, что на глубинном уровне все архетипы тесно переплетены между собой. Они имеют в виду, что как только погружаещься в образ, он начинает изменяться, течь (это течение и слияние архетипов и есть коллективное бессознательное). Минделл назвал это процессом. Таким образом, между аналитической психологией и процессуальной работой существует тесная взаимосвязь. Аналитик интерпретирует или дает советы, процессуальный терапевт помогает человеку самостоятельно раскрыть смысл своего сновидения. Однако часто хороший аналитик помогает жизни развернуться, а тот, кто работает с процессом, помимо прочего знает, как использовать поток-интерпретацию, которая сводит воедино настоящий и прошлый опыт человека.

Чтобы шаг за шагом описывать процесс сновидения, Минделл искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально. Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Таким образом, работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов. Термин «процесс» указывает на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам. Он основывается на нескольких источниках, и один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуальной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент («первичный процесс»), и тот, который определяется как «чуждый» клиенту («вторичный процесс»). Более того, когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется гранью или краем (англ. edge) идентичности человека.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней усиливаются и разворачиваются вторичнопроцессуальные переживания до степени осознавания.

В книге «Сновидящее тело» А.Минделл использовал парадигму аналитической психологии, но в дальнейшем он больше не мог «втискивать» свои результаты в формат аналитического мышления: это было все равно что «плавать в открытом море на дырявой лодке. Я понял, что время и энергию, которые я затратил на починку старой лодки, можно было вложить в постройку новой. Итак, с некоторой печалью, страхом и волнением я начал строить другую лодку, ту, в которой мы с вами сейчас плывем. Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими» (из книги «Квантовый ум»).

Минделл – последователь Юнга, но, развивая идеи Юнга, Минделл, в отличие от него, предлагает не только идти во вторичный процесс, не только осознавать, но и проживать его, тем самым его трансформируя.

Сновидение (как дыхание) – это почти неощутимый опыт, который происходит постоянно, даже когда мы спим. Он едва уловим, но мы можем его обнаружить с помощью осознания. Мы склонны маргинализировать сновидения (как и дыхание!), считая их чем-то само собой разумеющимся, однако сновидения – источник и снов, и реальности. Чтобы их почувствовать, необходимо сосредоточиваться на самых неуловимых тенденциях своей повседневной жизни. Именно в этом – отличие подхода А.Минделла к сновидениям: исследование прежде всего тенденций, которые дают начало не только сновидениям, но и всему телесному опыту. Это позволит понять свое обыденное «Я» и свои сны с совершенно новой позиции – с т.з. Создателя сновидений.

Сновидение – не просто духовный или мистический фактор. Мы не просто двигаемся: каждому нашему движению предшествует тенденция двигаться в определенном направлении. Сновидения – это ощущаемая нами тенденция к движению или мышлению, тенденция ощущать, видеть или слышать, которую мы чувствуем непосредственно перед тем, как ощущать, видеть или слышать.

Если эти тенденции не отслеживать, пропускать, оставляя незамеченными, они могут усиливать сами себя и становиться телесными симптомами. Они усиливают себя подобно квантовым феноменам в физике, а также феноменам сновидений в традициях аборигенов. Тенденция – понятие из квантовой физики. Один из ее основателей, Вернер Гейзенберг, предположил, что волновая функция (точнее, амплитуда волновой функции) – это тенденция некоего события в реальности, тенденция, дающая начало повседневной реальности (квантовая волновая функция представляет собой математическую структуру, используемую в физике для описания свойств частиц). Так вот сновидение (сон) – это образное представление этих тенденций, пытающихся воплотиться в реальности. Их осознание подскажет смысл сна. Истоки работы со снами находятся в разработанной Юнгом методике анализа сновидений. Но Минделл, в отличие от Юнга, предлагает два способа интерпретации сновидений (и это – два совершенно разных взгляда на мир):

1. С повседневной т.з. сон можно понимать как часть нас самих, которую нам нужно лучше узнать, расширить самотождественность, включив в нее персонажи или события сновидения; такая интерпретация основана на образах сновидения.

2. Духовная интерпретация – это интерпретация с т.з. Создателя сновидений: сон можно понимать как проявление некоей духовной силы. Она основана на той энергии, которая дает начало, создает образы сновидения.

Процессуальная работа также расширяет юнговскую технику активного воображения, созданную для установления рабочих отношений между осознающим разумом и бессознательным. Таким образом ее становится возможным использовать, когда визуальный канал меняется. Если мы видим персонаж сновидения и бессознательно начинаем двигаться, создается впечатление, что наш образ пропал. На самом деле процесс лишь сменил каналы. Информация, которая ранее явилась как видение, теперь проявляется в движении и обрабатывается в этом канале.

Ещё о процессуально-ориентированной психологии:

«По ту сторону сновидения…»

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники