ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ В ДУБРОВИЦАХ
1

Церковь Знамения Богородицы — необыкновенной красоты православный храм в стиле бароккосамый уникальный храм Подмосковья, архитектурный шедевр! Он расположен в селе Дубровицы, в окрестностях Подольска. Построен  храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» на высоком берегу у слияния рек Десны и Пахры. Церковь уникальна своей архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей.  

2

Первое упоминание о селе Дубровицы относится к 1627 году: «В Молоцком стану за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная вотчина с. Дубровицы на реке Пахре, в устье речки Десны». Затем вотчина перешла к дочери Морозова — Аксинье Ивановне, которая вышла замуж за князя И.А. Голицына. С этого времени Дубровицы более чем на 100 лет перешли во владение рода Голицыных. Храм был заложен 22 июля 1690 года при князе Борисе Алексеевиче Голицине, который был воспитателем Петра I. 

1В 1689 Голицын был оклевётан перед 17-летним царём, и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Однако Пётр быстро разобрался, в чём дело, гнев его прошёл, и уже в 1690 Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему было пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах. Царь одобрил это решение такими словами: «Хоть человек ты богатый, а казной я помогу». И строительство началось.

11 февраля 1704 г. новый храм, «приведенный к концу и от столь именитого созидателя всяким благолепием украшенный», был освящен в присутствии государя Петра Великого и царевича и великого князя Алексея Петровича. Царь внёс богатый подарок, снабдив храм дорогой утварью. Празднования продолжались семь дней. Из Дубровиц 18 февраля Пётр «изволил идти в Петербург», и больше никогда в здесь не был. Через несколько лет Борис Алексеевич отправился в монастырь и принял постриг.

Основание храма представляет собой крест с закругленными концами. Столпообразное здание, стоящее на высоком стереобате, окружено открытыми галереями с веерообразными лестницами. Над первым, четырёхлепестковым ярусом, возвышается стройная восьмигранная башня, увенчанная золотым ажурным куполом. Высокий фундамент дал возможность обвести вокруг стен открытую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментом, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами.

0_b600e_24628047_XL

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры: слева Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой.

1435498227_12

В углах цоколя, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, очень сильно пострадавшие от времени. Евангелисту Луке повезло больше, чем всем остальным евангелистам: 

0_d3875_b69c481d_XL

Венчает храм ажурная золотая корона.

dubrovitsy_3

Церковь строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае — материала, лёгкого в обработке, но с другой стороны – достаточно прочного для проработки тонких деталей резьбы.

1435498214_21

К западу от храма располагалась трехъярусная колокольня, также выполненная из белого камня. Колокольня была построена позже храма, в середине XVIII в., и в другом, более строгом стиле. Она имела девять колоколов, самый большой из которых весил чуть более двух тонн. В начале XX века под колокольней находилась музей. 

Интерьер Дубровицкого храма также обильно украшен скульптурой в технике стукко по библейским мотивам. Изготавливали её на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры. 

204_0157970b

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами.s_7

Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 году, латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I.

RUS-Church-03

Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

0_5e6dc_aefe8657_XXL

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.

1435498257_48

При внуке Б.А.Голицына, Сергее Алексеевиче в 1750-1753 годах построены усадебный дом, конный двор, четыре флигеля, хозяйственные постройки.

В 1812 году Дубровицы были захвачены войсками Наполеона. Но никакого ущерба французы храму не причинили. К другим русским церквям они были менее лояльны.

Советский период был самым тяжелым в истории храма. В марте 1930 он был закрыт, 8 марта с него начали снимать колокола. Все священнослужители Дубровиц и их семьи были выселены, а их жилища и земли переданы совхозу «Дубровицы». В 1931 была взорвана колокольня.

В 1950-х годах храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. Институт в течение 40 лет вел реставрационные работы в храме, но так и не закончил их.

В 1990 храм возвращен Православной Церкви. В 2004 он отметил 300-летие своего Великого освящения. К этому событию были обновлены уникальные горельефы 17-18 веков внутреннего убранства церкви, отреставрированы царские врата в иконостасе. А на месте взорванной колокольни была найдена статуя, которая, по-видимому, хранилась некогда в музее под ней:

0_1282b1_57cd5694_XL

Рисунок из журнала «Нива» январь 1883: 

00451_20150402_134642

 Фотография из книги И.Э. Грабаря «История русского искусства» т.2. М., 1910:

 00451_20151206_154058
 

Посетив Дубровицы, Вы получите истинное наслаждение. Необыкновенно красива площадь перед храмом, газоны, дорожки, вымощенные белым камнем, и курган со смотровой площадкой. Архитектор Сергей Маковский в 1910 году сказал об этой удивительной церкви так: «…ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее… и обаятельнее просто не выдумать!» 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ 2 = четыре

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>