Дом Жолтовского на Моховой
Жилой дом сотрудников Моссовета. Ул. Моховая, 13. 1934 г., арх. Жолтовский И.В.
В начале 1930-х годов в СССР развернулось строительство жилых домов для инженерно-технических работников высшей квалификации. Страна крайне нуждалась в таких кадрах и представление им жилья повышенного комфорта рассматривалось как мера поощрения их творческого труда. Проектировались эти дома по особой программе – квартиры увеличенных площадей, высокий уровень благоустройства и отделки.
Архитектор И.В. Жолтовский решил стоявшую перед ним архитектурную проблему в обычных для него стилевых формах: облик нового жилого дома определяется кругом архитектурных идей и приемов, исходящих из художественной системы «высокого Ренессанса».
Проектируя жилой дом на Моховой, 13, архитектор применил архитектурную тему большого ордера, разработанную в 16 веке А. Палладио, мастера, завершающего собой весь путь итальянского Возрождения и подводящего итог этому пути в стройной системе архитектурных канонов.
Проектируя здание, архитектор намеренно в его формах сделал противопоставление модному тогда авангарду и постарался показать преимущества старой «доброй» классики в градостроительстве. Таким образом, помпезное здание стало вехой перехода в СССР от конструктивизма к монументальному классицизму (его даже прозвали «гвоздём в гроб конструктивизма»!)
Однако, учитывая более крупную величину здания, а также иную его внутреннюю планировку, мастер облегчил заполнение между колоннами ордера, выделил центр и подчеркнул это контрастом малого ордера боковых крыльев здания. Он полагал, что это изменит характер восприятия художественного образа, и творческая реплика Палладио будет выглядеть вполне современно на улице Москвы.
Дом строился по заказу Моссовета как жилой и включал самые разные квартиры, начиная с однокомнатных и кончая пятикомнатными, квартир расположенных в одном и в двух этажах. В последнем случае отдельные комнаты соединялись внутренними лестницами.
Потолки украсили настенной росписью, а двери в помещение оформили по индивидуальным эскизам. Шестой и седьмой этажи со стороны главного фасада занимали двухэтажные квартиры, во двор выходили комнаты-мастерские, также двухуровневые, застеклённые большими окнами-витражами.
Каждая квартира имела удобно расположенные передние, кухню с помещением для домработницы, уборную, умывальник и ванну с радиатором для просушки полотенец. Дом был оборудован постоянной горячей водой от теплоэлектроцентрали, а также отоплением и газом. Все санитарные комнаты были изолированы от жилых комнат и передних дополнительными коридорами и шлюзами.
При отделке квартир архитектор исходил из той предпосылки, что каждую квартиру будет занимать одна семья и что каждая комната будет иметь специальное назначение: спальни, столовой, кабинета и т.п.
В зависимости от назначения комната и получила свое оформление, в основе своей очень простое и в то же время дающее покой и уют.
Пока дом строился, часть стройки снесли и новое здание вышло на открытое пространство Манежной площади, на это весь композиционный строй не был рассчитан – ни у Палладио, ни у Жолтовского, ориентировавшихся на острые ракурсы восприятия. Тем не менее крупный впечатляющий масштаб здания, виртуозно разработанная тема ордера, превосходные по рисунку детали, непривычно высокое качество строительных работ (этого И. Жолтовский умел добиваться) вызвали большой интерес к новому зданию, и москвичи специально приходили посмотреть на «красивый дом».
Несмотря на то, что здание проектировали как жилое, затем его передали посольству США. После войны, в 1953 году, здесь разместился «Интурист», а на крыше строения из больших букв составили лозунг, который еще помнят многие москвичи – «Коммунизм победит».
В результате реконструкции 1990-х уникальные интерьеры И.В. Жолтовского были практически полностью утрачены, неизменной осталась лишь композиция главного фасада.