Эниостиль: аспекты информационного пространства
Авторы: А. и Т. Панченко
Человек, распаливший на полянке охапку хвороста, какое-то время может наблюдать удивительные превращения. Алые языки пламени постепенно пожирают сухие сучья. Дерево чернеет и, сгорая, создает большой безумствующий огонь. Вокруг становится светло и тепло. И пока в костре есть дрова, горит веселый огонь — они не могут существовать друг без друга, энергия и материя.
Но здесь властвует еще один маг — время. Дрова сгорают, и каждая секунда ставит на них свой маленький крест. Угасающий костер распространяет свой свет и тепло теперь уже на значительно меньшее расстояние.
И это еще один соратник трех стихий — пространство. Вне его они не существуют. Но среди всех четырех нет главного. Это равноценная, самодостаточная система взаимозависимых элементов. И каждый элемент одинаково важен для существования системы, в которой и происходят эти удивительные превращения: материя переходит в энергию, время в пространство и наоборот. Пространство невозможно без материи, энергия вне времени и наоборот. В этом — все сущее. И человек.
Ведь человек — существо материальное. Он состоит, наверное, из всех известных и неизвестных веществ, которые существуют во вселенной. Кроме того, человек состоит из энергии. Он излучает сумму всех известных и неизвестных энергий. Человек живет во времени и пространстве — это основные характеристики бытия. И все, из чего состоит человек, абсолютно идентично тому, из чего состоит вселенная. Скорее всего, нет ничего такого там, чего нет в человеке.
Итак, информационное пространство состоит из четырех аспектов:
- Материя
- Энергия
- Время
- Пространство
И каждый из нас обменивается с окружающим миром материей и энергией, живет во времени и пространстве.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ ТИПА
А теперь несколько слов об акцептных характеристиках, о нашем восприятии. Каждый из нас воспринимает материю, ведь мы видим предметы материального мира: стул, стол, человека… Каждый из нас воспринимает энергию: тепло, холод, симпатию, антипатию — это энергетические отношения. Каждый из нас воспринимает время и пространство. То есть можно метафорически сказать, что у нас есть четыре антенны — мы не знаем, где они находятся: на голове, на спине, на пятке…
Эти антенны разные по величине.
Одна — самая большая, самая мощная — воспринимает все и вся. Это наша программная антенна. Она определяет функцию нашего интеллекта, нашего ума. У одного ум — это время, у второго — материя, у третьего — пространство, у четвертого — энергия. Это самая главная антенна, определяющая наше мировоззрение.
Вторая антенна поменьше и послабее. Она не настолько совершенна в адекватном восприятии мира и не улавливает всю информацию, которая идет. А что мы делаем, когда у нас не хватает информации, когда мы не способны воспринимать все? Сочиняем, фантазируем, заполняя недостающее, делаем то, что называется творчеством. Ведь по первой функции нам ясно все. Что же тут творить?
Есть такая очень изящная метафора, она принадлежит Г. Шульману: по первой функции (антенне) рыба плавает, птица летает. Рыба знает, как она плавает? Нет. Птица знает, как она летает? Нет. Летает да и летает. А вот по второй функции человек плавает и летает. Может ли человек летать? Может… На самолете. Человек выдумывает что-то, творит. Иначе он летать не сможет.
Получается, кто-то из нас творит в мире материальном, кто-то в энергетическом мире, кто-то во времени, а кто-то в пространстве.
Третья антенна самая забавная. Она не сильная, но легко возбудимая и принимает все с огромными искажениями и помехами. Как старинный приемник. Вы наверняка замечали, что если поставить пластинку на старый проигрыватель, она отлично играет. Ставим эту же пластинку на проигрыватель высшего класса — шипит так, что музыки не слышно. А на старом — отлично. Потому что старый — высокие и низкие частоты «срезает», а новый шипит потому, что все повреждения пластинки высококлассный аппарат воспроизводит в полном объеме.
И наша третья антенна, как старый проигрыватель, отсекает очень много информации, не замечая тонкостей. А нам кажется, что уж тут-то мы сильны, умны, а на самом деле видим лишь черное и белое, а полутонов не замечаем.
И, наконец, четвертая антенна. Самая маленькая, самая хрупкая, часто ломающаяся. Наиболее чувствительная. Еще ее называют местом наименьшего сопротивления. Если ее задевают — нам очень больно, а ответить мы не можем.
Итак, у нас четыре антенны. Мы воспринимаем время и пространство, энергию и материю. Но по-разному. И в различных аспектах информационного пространства мы по-разному ориентируемся. Каждый из нас прекрасно ориентируется в одном, творчески в другом, смешно в третьем и очень слабо в четвертом.
Размеры этих антенн определяют характер нашего обмена с окружающей средой.
Соотношение антенн определяет и строение нашего тела, и структуру нашей души.
Соотношение антенн определяет наш менталитет.
И, наконец, соотношение антенн определяет эмоциональные и поведенческие стереотипы нашей жизни.
ЧЕТЫРЕ ВИДА ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Все, чем занимается человек в этом мире — его духовная практика. И не играет никакой роли, знает он об этом или нет. Все, что только делает человек — это духовная практика.
Что же это?
Итак, есть тело, или «я» и есть Космос, или его еще называют Бог, или психоэнергетическое поле планеты, или психоинформационное поле, или Ноосфера, или Абсолют и т. д.
И каждый из нас занимается в течение своей жизни одним делом — он строит «мост» между собой, своим телом, своим «я» и тем, что называется Бог, Дух, Абсолют… Этот самый «мостик» и называется душа. И все мы занимаемся духовной практикой, то есть строим «мостик». Каждому из нас это нужно, чтобы понять кто он, что он, зачем он. И каждый строит «мостик « из того материала, в котором он разбирается.
Прекрасно воспринимающий время строит «мостик» во времени. Использует временные категории.
Тот, кто лучше воспринимает материю, строит свой материальный «мостик».
Воспринимающий пространство располагает свой «мост» в пространстве, а «мост» воспринимающего энергию состоит из энергий. И другого они строить не могут. Строить можно только из того, что есть в достаточном количестве.
Итак, «мостик» то мы строим, но надо же как-то объяснить это людям и самому себе. Но как объяснить?
Один из признаков, отличающих нас от животных, состоит в том, что нам очень важно понимать и объяснять себе, что с нами происходит. Объяснять себе, что мы делаем, кто мы такие, что такое жизнь. Есть у нас такая величайшая страсть к объяснениям. И есть единственный способ что-либо объяснить — это метафора. А метафора — это объяснение чего-то непонятного с помощью непонятных слов, о значении которых договорились.
Что такое песок? Мы договорились, что если желтый, мелкий, твердый — значит, песок. Договорились, что такое красный песок. Позже обозначили, что если длина волны такая-то, то это красный, а если такая-то, то это желтый цвет. А ребенок понятия не имеет, где красный, где желтый — не договорился еще.
Поэтому, для объяснения чего бы то ни было, мы используем метафоры. И нужно тут отметить, что каждый из нас использует для объяснения всего и вся и живет в мире строго специфических метафор. Те, кто строит мостик между собой и космосом во времени, называются Восточными людьми. Они исповедуют мистическую метафору, метафору магии. Тех же, кто строит мост в объективно-материальном мире, называют Северными, или людьми, которые исповедуют научную метафору. И это не обязательно академик, он может быть дворником, слесарем и воспринимать мир через метафору науки. Строящие свою душу пространственными категориями исповедуют религиозную метафору, Западные люди. А строители энергетического мостика — люди, которые живут в метафоре искусства, — Южные люди.
- Материя Север С
- Энергия Юг Ю
- Время Восток В
- Пространство Запад З
И нужно запомнить очень важную вещь: ни одна из этих метафор не описывает весь мир. Каждая только на 25%. И в описании мира все метафоры равноценны. Ни одна метафора не есть истина более чем на четверть. И тут нужно признать печальный факт: жить и развиваться в нашем мире могут только люди, работающие в научной метафоре. Потому что научная метафора — это метафора объективного мира, метафора доказательств и логики причинно-следственных связей. Если явление существует, оно должно статистически подтверждаться, воспроизводиться и повторяться. Б вытекает из А, В вытекает из Б. Все, что не укладывается в логику науки, считается неправильным. А школьное и высшее образование построено на метафоре науки. Прогресс — это то, что толкает науку вперед. И наука пока занимает важнейшую ступень в критериях развития общества.
То же самое происходит и в других метафорах. Все, что описано не в метафоре искусства, для Южанина ерунда, не правильно и не истинно. Описанное не в метафоре магии — ахинея для Восточного человека и т. д.
Несколько слов о метафорах.
Северная метафора. Основана на объективных критериях, на том, что можно потрогать, измерить, взвесить… Важный фактор — повторяемость и воспроизводимость. Логика причины и следствия. Все, что невозможно зарегистрировать, считается субъективным.
Южная метафора. Искусство. Основной критерий: нравится — не нравится. На все смотрит с позиции оценки. Если приятно — правильно, не приятно — не правильно, не истинно. Умный тот, кто вызывает приятные чувства. Информация оценивается на основе эмоций и ощущений. Чувственно-эмоциональная сфера наиболее развита.
Восточная метафора. Получение информации без органов чувств. Нет границ тела, границ времени и пространства. Люди, которые живут не здесь и не сейчас, хозяева времени. Путешественники в мечтах, фантазеры и изобретатели. Мистическое восприятие мира.
Западная метафора. Информация о пространстве. Жесткая метафора веры. Умение из огромного потока информации выделить главное. Мир воспринимают в основном глазами. Любой выбор требует известных волевых усилий, поэтому это люди волевые. Выбор осуществляется на основе веры (во что угодно). Доказательства не нужны.
Мы все можем работать в разных метафорах, но возможности наши зависят от длины антенны. В каждой метафоре формируется определенный стиль поведения, тело, эмоциональные и двигательные паттерны.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
О «СУМАСШЕДШИХ» И «ПОМЕШАННЫХ»
Когда мы работаем в своей метафоре и говорим в том месте, в то время и с теми людьми, которые ее понимают — мы нормальные люди. Как только мы стали говорить не в том месте либо не в то время — мы «сумасшедшие». Пока я (Восток) живу в магической метафоре — все нормально, я нормальный человек. Как только я ухожу со своего ума и начинаю объяснять магическую метафору через научную, как авторы книг по экстрасенсорике — это чистой воды «сумасшествие». Пока экстрасенсы, энерготерапевты работают в своей Восточной метафоре и друг с другом — они молодцы. Но, пытаясь все смешать и объяснить себе и людям магию с помощью другой метафоры, они становятся «сумасшедшими». Каждую метафору можно объяснить только в категориях и законах своей собственной метафоры. Никогда искусство не познать через науку и наоборот. Поэтому, когда Восточному человеку говорят: «Докажи, продемонстрируй!» Он может смело ответить: «Парень, да ты с коня упал! Это в твоей метафоре нужны доказательства, а в моей — не нужны».
Явления, явно принадлежащие к магической метафоре, такие как телепатия, ясновидение нельзя описать в других. Тот, кто пытается это сделать — «сошел с ума». Другой начал науку излагать в Южной метафоре (метафоре искусства): «сердце вещует» — тоже «сошел с ума».
Некоторое время назад любой, кто сказал бы «Ленин — не прав» — считался «сумасшедшим». Потому что тогда довлела религиозная метафора веры. Веры в Ленина, в коммунизм. Так положено, так принято в моей семье, так сказал Маркс, так считал Ленин, так учит Коммунистическая Партия. Аргументы и доводы не нужны — вера. Утверждающие, что бога нет — тоже «сумасшедшие», потому что атеизм — самая сильная вера.
Есть еще одна категория людей — «помешанные». Большинство из нас. «Помешанный» — это человек, который спутал несколько метафор. Для объяснения одного и того же пользуется разными метафорами.
Успешному педагогу, коммуникатору нужно работать в четырех метафорах. Но не нужно их путать. Важно вовремя снимать кавычки. На работе в научной метафоре, если с ней же пришел домой, понятно — «помешанный». Поэтому мы, когда ведем семинары, говорим: «сейчас будет раздел психотроники, а теперь — НЛП». Но, если Вы с психотроникой пришли домой, и бодаете соседей рамкой, Вы — «сумасшедший». Ведь дом-то живет в другой метафоре. Нужно знать место. С «сумасшедшими» просто — им надо выбирать для поведения нужное место, нужное время и нужную интенсивность, а с «помешанными» сложнее. Это когда человек частично Северный, а частично Восточный.
Неуспех в жизни, выбор неправильной профессии, психические страдания, дисгармония, трудности в общении происходят по одной простой причине — мы либо «сумасшедшие», либо «помешанные». Поэтому задача эксперта эниолога очень проста — сделать человека не «сумасшедшим» и не «помешанным», а нормальным. «Сумасшедшему» объяснить, где и как можно себя вести, а как работать с «помешанными» — в следующих главах.
И поймите, пожалуйста, правильно, что с настоящими психиатрическими диагнозами это не имеет ничего общего.
ЗАКОН СМЕНЯЕМОСТИ МЕТАФОР
Когда рождается ребенок, он воспринимает мир интуитивно. Пока не дифференцировано зрение, слух, ощущения. Его состояние вписывается в систему жизненных реалий представителя магической метафоры. Потом семья начинает его кормить по режиму. В школе на урок по звонку. Идет обучение: как правильно, что правильно, почему. В школьном возрасте вся информация научная. Над нами довлеет Северная метафора.
К концу института появляются новые проблемы: пора делать карьеру, нужно создавать и обеспечивать семью. Нарабатывается Западная форма поведения. Ориентация на завоевание своего места под солнцем. И только к старости приходит понимание — зачем это все? Впрочем, все уже достигнуто или не достигнуто, но той энергии напора уже нет. Так хорошо дома с внуками, в царстве Южной метафоры. По этому же циклу проходит каждый день.
Косматый каннибал просыпается с первыми лучами солнца, проникшими в пещеру. Встает, шарахается, еще не пришедший в себя. Запинается об свою людоедку, выходит, радуется солнцу. Чем не Восток? Но тут дает знать о себе желудок. Пора бы покушать. Надо думать, где взять еды. В голове появляется мысль, он долго ее думает. Ага, придумал план! (Узнали Северную метафору?) Хватает копье или дубинку и в погоню за мамонтом. Верит, что догонит, верит, что забьет. Есть-то ведь хочется, а так — смерть. Бежит, кричит: «У-у-у!» загнал, забил мамонта. А потом, вечерком у костерка: мясо, девчонки пятки чешут. Хорошо! Приятно! Южно! Потом спать. А утром снова…
У каждого из нас есть все. Но кому-то больше нравится мечтать, а кому-то подумать, напланировать, делом заняться. А другой: что тут думать — прыгать надо! А кто-то в общении, эмоциях…
Конечно, фаза жизни ставит свои отпечатки. Даже если человек Южанин, а занят деланием карьеры, он поневоле нарабатывает Западные черты характера. И тут Вы можете помочь. Вы ведь знаете, что более всех успешны в этом визуалы, блеймеры, волевые сенсорики и т. д. Или есть необходимость стать успешным в творческой работе, нужны идеи. Значит надо наработать черты Восточной метафоры. И помощь эксперта эниолога может быть бесценна.
О КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕТАФОР
Мы уже выяснили, что каждая метафора описывает мир только на четверть. Соответственно, представители каждой из метафор обладают исключительными знаниями, недоступными людям, исповедующим другие метафоры. У каждого есть свои сильные стороны. Что же они из себя представляют? Давайте посмотрим.
З. Исповедующие Западную метафору великолепно умеют выделить главное и знают ответы на вопросы: что здесь главное и кто тут главный. Они созданы, чтобы понять: что-то есть! Они способны отсеять ворох второстепенной информации и выделить фигуру из фона.
С. А с помощью Северной метафоры мы обозначаем и классифицируем то, что выделили через Западный взгляд. Северяне дают название: это стол, это Федя, и анализируют: кто и что к какому виду принадлежит. Четыре ножки, крышка — значит, стол. Нос крючком, уши торчком — Федя. Задача Северянина решить, что же это такое пред ним.
Ю. Южане сильны в оценке. Они всегда оценивают: хорошо ли это для меня, приятен ли этот Федя? Удобен ли этот стол?
В. А вот Восточные люди всегда знают, откуда это. И что из этого будет. За счет моментального прохода в прошлое и будущее. Изменения во времени — вот в чем они сильны.
Поэтому, если Вы не относитесь к Южной метафоре, Вы никогда ничего не сможете правильно оценить. Если Вы не относитесь к Восточной метафоре, Вы никогда не сможете решить, перспективно это или нет, что с этим будет в будущем. Если Вы не относитесь к Северной метафоре, Вы не опознаете, что это и к какому классу принадлежит с большой достоверностью. Ведь Северяне хорошо видят отличия. А если Вы не Западный, Вы скорее всего пропустите главное. Не увидите нечто важное.
Поэтому, если Вы хотите точного ответа на любой из этих вопросов, обращайтесь по адресу: о главном — к Западному, об оценке — к Южному и т. д. Они специалисты в этих вопросах.
Типы эниостиля
Человек обладает индивидуально — психологическими особенностями, которые отличают его от окружающих: строение тела, поведенческие реакции, тип мышления. Однако с древних времён люди замечали, что при всей нашей уникальности мы бываем удивительно похожи на кого-то, нас можно отнести к какой-то группе, типу.
Бывают пышущие эмоцией полнокровные толстяки, им противоположны вечно худенькие «вермишельки», дефилирующие по подиумам. Кто-то обладает фотомодельно правильным телом, кто-то напоминает монумент ходячий своей мощной верхней частью тела и крупной головой. То же касается и мышления человека.
Есть тип мышления — логический, его обладатели компетентные специалисты в точных науках — математике, физике, различных технологиях. Они прекрасно ориентируются в причинно-следственных связях предметов и явлений.
Если у вас волевое, так называемое сенсорное мышление, вы — собранный, целеустремлённый человек, способный ставить перед собой конкретные задачи и их достигать.
Эмоциональное мышление позволяет разбираться в отношениях и великолепно манипулировать ими.
Люди с хорошо развитым интуитивным умом предвидят перспективы развития того или иного дела, распознают скрытые возможности и способности людей.
Таким образом, каждый человек призван выполнять определённую конкретную задачу, миссию, с которой Вселенная прислала его на Землю.
Да, в нас есть всё, в течение жизни мы подвергаемся изменениям. После рождения ребёнка любая женщина может поправиться. Но одна так и останется «пышкой», несмотря на изнурительную диету, а другая спокойно вернётся в свой 46—48 размер. У каждого из нас есть логика в структуре мышления: не садимся же мы мимо стула и способны перейти дорогу в большом городе, знаем даже сложную технологию засолки огурцов. Однако попробуйте, не дай Бог, со своей хилой житейской логикой создать истинно научную технологию. Быстро поймёте, что это удел логических типов.
Мы рождаемся тем или иным эниостилем, но общество не заинтересованно в выращивании ярких индивидуальностей и заставляет нас меняться. Поэтому, читая описания типов, не ищите 100% совпадения. Кроме того, разрешите ещё раз напомнить, что у нас лучше всего развита не одна функция — «антенна», а две рядом лежащих (Северо — Восток или Юго — Запад и т. д.). Невозможно только сочетания стилей, лежащих на разных полюсах одной шкалы (Севера с Югом, Запада с Востоком.). В этом случае мы и имеем дело с так называемым 5 типом с неразвитой как логикой, так и эмоцией, как волей, так и интуицией.
Мы будем производить описание четырёх типов (Севера, Юга, Запада и Востока) по конкретным критериям, гармоничное сочетание которых и даёт красоту и своеобразие «чистого» эниостиля. Это тип телесной защиты по А. Лоуэну, образ-стиль жизни по классификации С. Делингер, тип мышления по К. Г. Юнгу, ведущая модальность, тип поведенческого реагирования по Э. Берну, стиль реагирования в ситуациях напряжения по В. Сатир, доминирующая чакра по биоэнергетической метафоре, а также выраженность иньского или янского начала.