Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Очень часто люди приходят в психологию затем, чтобы решить свои личные проблемы. Возможно, именно это привело в психологию и знаменитого австрийского психолога Альфреда Адлера, создателя индивидуальной психологии.
В отличие от Фрейда, Адлер был уверен в том, что человеком движет не либидо, а стремление ставить и достигать цели, и что неудачи, детские травмы и жизненные проблемы служат не препятствиями, а напротив, стимулами к росту и развитию человека, они необходимы для укрепления его воли и силы духа, для того, чтобы он смог многого достичь в жизни.
Учителя говорили, что из маленького Альфреда Адлера получится только сапожник, однако этот второгодник и двоечник, тщедушный, постоянно болеющий мальчик, стал всемирно известным врачом, основал школу индивидуальной психологии, объездил с лекциями всю планету, и сегодня у него тысячи последователей во всём мире. Считать себя последователями А.Адлера — это и большая честь для нас, и большая ответственность.
Поскольку Адлер в детстве часто и тяжело болел, поэтому в юности он сделал выбор в пользу профессии врача. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал сначала как врач-офтальмолог.
Однако вследствие растущего интереса к деятельности нервной системы и психики человека область занятий Адлера постепенно стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии. В 1902 он стал одним из первых четырёх членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Зигмунда Фрейда. А в 1910 по предложению Фрейда Адлер возглавил Венское психоаналитическое общество. Однако вскоре он начал развивать свои идеи, которые противоречили основным положениям психоанализа Фрейда: так стала зарождаться индивидуальная психология Альфреда Адлера.
Противоречия эти были достаточно существенными. Адлер отрицал доминирование бессознательных влечений, которые, как считал Фрейд, определяют поведение человека. Наоборот, поведение и вся жизнь человека определяются чувством общности с другими людьми: именно социальные контакты человека формируют стиль его жизни.
Поэтому уже в 1911, когда расхождения обострились до предела, Адлер отказался от поста президента и вскоре официально оборвал свои связи с психоанализом. Выйдя из общества со своими сторонниками, он организовал группу, получившую название «Ассоциация индивидуальной психологии Альфреда Адлера».
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, а чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентация на других людей — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.
В индивидуальной психологии подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).
Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже Адлера.
Мысль о целостности и уникальности каждой личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.
После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами образования, основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, которая претворила в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал занятиям с учителями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры при школах, где дети и их родители могли получить совет или помощь. К 1930 только в Вене было 30 таких центров.
В 1935 Адлер переехал в США, где продолжал работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти, снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.
Теория А.Адлера представляет собой совершенно новое направление в психологии, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности. Она изложена им в его книгах:
«О нервном характере» (1912),
«Теория и практика индивидуальной психологии» (1920),
«Человекознание» (1927),
«Смысл жизни» (1933).
Всего Адлером было написано более 300 книг и статей. Он объездил со своими лекциями всю планету, и умер во время чтения одной из лекций в 1937 году. Его дело после его смерти было продолжено дочерью Александрой. И сегодня у А.Адлера тысячи последователей во всём мире.