«КАТТИ САРК»: Легенда, летящая по волнам

«КАТТИ САРК»: Легенда, летящая по волнам

Знаменитый 3-мачтовый клипер «Катти Сарк» был спроектирован и построен Геркулесом Линтоном, владельцем верфи «Scott & Linton» в шотландском городе Думбартон близ Глазго. Компания сделала всё, чтобы клипер стал шедевром. В дело шёл только лучший материал: отличное железо, выдержанное дерево — отборный ильм, тик, красная сосна. Но фирма «Scott & Linton» обанкротилась, не успев вооружить превосходно собранный корпус судна. Клипер — по чертежам Линтона — достраивала другая фирма. Он был спущен на реку Клайд в ноябре 1869 и совершил своё первое путешествие в феврале 1870.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.15.47Это самый быстрый парусник в мире: из Шанхая в Лондон вокруг Африки он пролетал за 107 дней.

И это самый красивый парусник в мире!

Капитан «Катти Сарк» Ричард  Вуджет сказал о нём так: «Я никогда не плавал на более прекрасном корабле. Он был самым лучшим кораблем своего времени, величайшим кораблем, который будет жить вечно».

С заказом на постройку самого быстроходного клипера к Линтону обратился судовладелец и капитан Джон Уиллис по прозвищу «Белая шляпа» — за пристрастие к белому, безукоризненной чистоты цилиндру:

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.19.22

В середине XIX века увлечение чаепитием стало в Британии всеобщим: напиток богачей стал доступен среднему классу и даже рабочим. Импорт чая из Китая превратился в высокодоходный бизнес, и чай стоил тем дороже, чем меньше времени проводил в корабельных трюмах. Особенно ценился первый чай нового урожая, и судовладелец, опередивший остальных, зарабатывал большие деньги.

В результате развернулось строительство клиперов (англ. «clipper») - специальных кораблей для перевозки чая, конструкция которых была всецело подчинена скорости: обтекаемые для быстрого скольжения обводы прочного корпуса, режущие (стригущие) верхушки волн. Огромная площадь парусов — такая, что когда на судне поднимали все паруса, создавалось впечатление, что над океаном летит огромное белое облако! Поэтому — особо прочные мачты, чтобы можно было не спускать паруса во время самых сильных штормов.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.21.52

Но паруса не обеспечили бы такого быстрого скольжения по воде, которое требовалось от клиперов, если бы не заточенный под скорость узкий корпус с острым носом. Нос клипера был вогнутым, a не прямым или выпуклым, как на других кораблях:

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.22.55

Далеко вперед выступал бушприт, к которому крепились косые паруса:

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.24.20

И ещё требовалась команда: многочисленная и опытная, состоящая из самоотверженных моряков, готовых и способных вести свой корабль, невзирая ни на какие штормы! И тогда клипер скользил по волнам со сверхъестественной скоростью.

Чайные клиперы были вершиной искусства кораблестроения и кораблевождения в эпоху парусов, а «Катти Сарк» был лучшим из них.

«В точных  линиях  стремительного,  узкого  корпуса корабля чувствовалось совершенство,   подчеркивавшееся   неправдоподобной   громадой   белых парусов.  Верхние  реи  были  необычайно  длинны и в размерах почти не уступали нижним. История  этого  корабля  не  только  родня  занимательному роману — это cобранная в  фокусе  история  всего  парусного  торгового мореплавания!»
                                                                                              (И.Ефремов «Катти Сарк»).

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.25.49

Капитан Ричард Вуджет

Джон Уиллис назначил капитаном «Катти Сарк» Ричарда Вуджета, уже известного среди моряков своим мужеством; назначил, невзирая на его молодость, и таким образом на долгие годы соединил судьбы отважного моряка и прекрасного парусника. Более 20 лет не спускался Вуджет с капитанского мостика «Катти Сарк», их слава тоже была общей, и она была ошеломительной.

Основные характеристики

Водоизмещение: 2133,779 тонн при осадке 6,1 м
Длина полная: 85,4 м
Длина корпуса: 64,8 м
Ширина: 11 м
Скорость 17,1 узла
Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м
Общая площадь парусов: 2980 м²
3 мачты

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.27.05

В истории чайных клиперов удивительно переплелись коммерция и романтика…

Перевозки чая, сулившего огромные прибыли, превращались в беспощадные гонки вокруг земного шара. Перевозимый на старых судах, чай иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма: пока Суэцкого канала не было, приходилось огибать Африку. Клиперы пролетали этот путь за 3 — 4 месяца.

Заказчику «Катти Сарк» Джону Уиллису для перевозки чая требовался самый быстрый клипер…

Откуда название?

Название «Cutty Sark» в переводе с шотландского означает «Короткая рубашка». Нэн Короткая Рубашка – персонаж повести в стихах Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер», в основе которой шотландская народная легенда. Фермер Тэм ночью тайком наблюдал пляски ведьм. Самая юная и прекрасная из них по имени Нэнни была одета в короткую сорочку. Ведьмы обнаружили Тэма и погнались за ним. К счастью, на его пути оказался ручей, а ведьмы, по шотландским поверьям, не могут пересекать бегущую воду. Тэм на лошади перепрыгнул ручей, но Нэнни успела схватить его лошадь за кончик хвоста. Именно поэтому она всегда изображалась с пучком конских волос в вытянутой руке.

 Снимок экрана 2020-11-29 в 20.31.27

С карандашного рисунка Г. Линтона

 Вот отрывок из поэты Р. Бёрнса «Катти Сарк и Тэм О`Шентер» в замечательном переводе Маршака. Танцующая  Нэн:

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.32.43

«Она была в рубашке тонкой,
Которую еще девчонкой
Носила, и давно была
Рубашка ветхая мала.

Не знала бабушка седая,
Сорочку внучке покупая,
Что внучка в ней плясать пойдет
В пустынный храм среди болот,

Что бесноваться будет Нэнни
Среди чертей и привидений…»

Джон Уиллис, размышляя о том, как назвать ему будущий корабль, вспомнил, как много лет назад увидел картину, изображающую ведьму Нэн Короткая Рубашка. Улыбающаяся, лукавая, она неслась на шабаш в своём беге-полёте над вереском шотландских болот. И этот образ юной ведьмы накрепко  запечатлелся в его памяти.  А позднее он встретил реальную девушку, очень похожую на созданную кистью художника Нэн. Джон не мог на ней жениться по причине её простого происхождения, стыдясь своей любви, он так и не признался девушке.

Всё  давно миновало,  судовладелец остался бездетным холостяком. Но в потаённых уголках души  заносчивого  богача  продолжало жить  сожаление  о  сладостном  и запретном образе Нэн,  сливающемся с утраченной любовью к реальной девушке Джен.

Он захотел назвать свой корабль «Нэн Короткая Рубашка». Быстрая, как   ветер, прекрасная и своенравная!  И  его  клипер так же будет  летать по  морям, разрезая волны в   своём беге-полёте!

Но он понимал: моряки — народ суеверный, и имя ведьмы,  данное кораблю, вызовет недоумения и нарекания. Лучше назвать  клипер  просто «Катти Сарк»,  без имени Нэн – такое название не раздражало суеверных и всё-таки соответствовало его желанию и замыслу.

Так нос парусника украсила фигура прекрасной ведьмы, выполненная мастером Ф.Хельером из Блэкуэлла. Ниспадающая складками (не такая уж и короткая!) рубашка Нэн переходила в волнорез на форштевне и делала её похожей не на ведьму, а на древнюю богиню. Сжимая в вытянутой руке пучок конских волос, Нэн преследовала удирающего Тэма, который верхом на своей кобыле Мег был изображен на резном завитке бушприта.

Такие фигуры на парусниках называются носовыми, или гальюнными (гальюн – это свес в носовой части корабля, под ним располагался туалет, который именно поэтому на кораблях называется «гальюн»).

В Риме – ростровая фигура (или РОСТРА): ростр – это носовая часть судна. В Греции – КАРИАТИДА.

Моряки — народ суеверный, ведь морское ремесло опасно. Их вера в то, что женщина на борту приносит несчастье, была незыблемой. Допускалось лишь одно исключение: носовая фигура — и тогда женщине позволялось сопровождать корабль в плавании, более того, считалось, что женщина будет успокаивать бурное море, а её глаза всегда найдут правильную дорогу.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.34.45

Копия фигуры Нэн, вырезанная из колумбийской сосны и установленная в 1956.
Подлинник экспонируется на выставке носовых украшений в трюме «Катти Сарк».

 Жизнь на форштевне была несладкой. Голова и протянутая вперёд левая рука Нэн несколько раз терялись во время штормов. Возможно, таким мог бы быть монолог Нэнни, в котором она жалуется на трудности своей жизни, а заодно и рассказывает о внутреннем устройстве клипера:

Клипер был спущен на воду 22 ноября 1869.

А буквально за неделю до этого на другом конце земного шара произошло другое знаменательное событие: открытие Суэцкого канала, который разрубил тонкую перемычку между Африкой и Азией и открыл дорогу пароходам – новой силе, вступившей в соревнование  на  морских  просторах. Это стало важнейшей вехой в истории морских торговых маршрутов, поскольку для пароходов появился более короткий путь в Азию. Парусники не могли им воспользоваться из-за отсутствия попутного ветра во время прохождения канала, а буксиры обходились слишком дорого. Кроме того, пароходы не зависели от капризов погоды, применение  винта  сделало  их  надёжными.  Быстрота  клиперов с каждым годом всё более уступала работе машин, и скоро стало ясно: открытие Суэцкого канала означало конец эры парусного флота. Мир менялся, и в нём уже не было места белоснежным «стригущим» волны красавцам-клиперам…

Открытие Суэцкого канала означало конец эры парусного флота.

Начиная с 1860-х, чистокровные парусники стали вытесняться: сначала парусниками с паром на подхвате, затем пароходами с парусами на подхвате, и наконец — просто пароходами.

Но пока прекрасная «Катти  Сарк»  летала с  попутными  ветрами по волнам со скоростью 17 узлов  между Китаем и Англией вокруг мыса Доброй Надежды.

Кстати, а что клиперы везли в Китай, ведь не порожняком же они туда летали за чаем? Британцы пытались возить в Китай разные товары, на большинство из которых спроса не было. Поэтому клиперы доставляли в Китай опиум, который тогда был обычным товаром. Опиумом лечили чуть ли не от всех болезней, и он в Китае был востребован, за него платили серебром.

 Однако в чайном флоте «Катти Сарк» пробыла недолго. Спроектированная Линтоном специально для чайной торговли, «Cutty Sark» в качестве чайного клипера успела сделать лишь 8 рейсов. Развитие  чайного  дела на Цейлоне сократило китайскую чаеторговлю,  и держать на ней замечательные корабли становилось невыгодным. Старая «Белая Шляпа» ещё боролся, выискивая для своей «Катти» небольшие партии груза в укромных уголках Китая, но эта борьба была безнадёжной.

И тогда клипер перевели на рейды в Австралию, он стал перевозить шерсть (1883—1895 годы): австралийская  шерсть  срочно требовалась развивающемуся текстильному производству Англии. На этой линии пароходам пока приходилось туго: от мыса Доброй Надежды до Австралии путь кораблей пролегал  через «ревущие  сороковые»  с  их  постоянными штормами.  И на всём пути не было ни одной точки, где они могли бы принять уголь для своих прожорливых котлов. Пароходы были вынуждены неуклюже ползти под парусами, и тут уж стремительная ведьма играючи брала над ними верх! Это время стало временем славы, «звёздным часом» клипера. Его рекорд — 69 дней от Сиднея до Лондона сквозь “ревущие сороковые широты” — не превзойдён ни одним парусником на свете!

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.35.49

Единственный снимок «Катти Сарк» в море под парусами.
Он сделан капитаном Ричардом Вуджетом с помощью камеры,
укреплённой на двух соединённых вместе лодках. 

«Катти  Сарк»  дольше   всех   держала   знамя   в соперничестве   пара   и   паруса,  вызывая  восхищение  пароходных пассажиров и команды,  когда при  попутном  ветре  внезапно возникала среди моря, обгоняла дымившее и грохочущее чудовище и скользила вперед,  безмолвная и лёгкая.

В 1895 «Катти Сарк» стала совсем убыточной, и с неё был снят британский флаг: парусник был продан португальцам – фирме Феррейра в Лиссабоне. Он получил новое имя – португальское, «Pequina Camisola», которое, впрочем, переводится как «короткая рубашка». Железный набор  и  тиковая  обшивка  сделали его корпус несокрушимым.  Годы шли,  а клипер продолжал плавать без малейшей течи.

Разразилась I Мировая  война.  «Катти  Сарк» снова была продана и вошла в состав торгового флота союзников, осуществляя перевозки угля в Италию, Францию и Гибралтар.

Весной 1916  снова проданный, ещё дешевле, снова переименованный, попавший в плохие руки, наш клипер в Бискайском заливе попал в шторм,  сильный даже для этого «котла бурь» (так называют моряки Бискайский залив).  Капитан пытался выйти из бури, но ленивая, собранная  из  случайных бродяг команда не справилась с разворотом судна, что привело к смещению груза и крену. В условиях высоких волн это могло закончится самым трагическим образом, поэтому капитан был вынужден принять единственно правильное решение: рубить мачты — те самые мачты, которые не смогли сломать даже самые сильные шторма!

Леса, годного, чтобы восстановить рангоут, не нашлось, а если бы и нашёлся, он был слишком дорог. Не было и многочисленного опытного экипажа для управления огромной парусностью судна.

И вот лучший клипер мира стал баркентиной: фок-мачту оставили с прямой парусностью, а грот- и бизань-мачты снабдили косыми, как у шхуны, парусами. «Катти Сарк», снова переименованная, запущенная и пёстро раскрашенная, плавала на случайных фрахтах между мелкими портами Средиземного моря. Но корпус её по-прежнему не давал течи.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.38.08

Флюгер главной мачты:позолоченный, он был подарен кораблю Дж. Уиллисом в 1886 и всегда поднимался на вершину мачты, когда корабль находился в порту. По нему «Катти Сарк»  издалека отличали от других клиперов.  Он был потерян во время того самого шторма весной 1916. И поразительным образом обнаружился на аукционе в Лондоне в 1960.

Когда разразилась сильнейшая буря 1922 года, исполнилось уже 53 года службы легендарного корабля. Не ремонтировавшаяся с давних времён палуба наконец не выдержала, и капитан с напуганной командой едва добрались до Фальмута. Этот шторм оказался последним в жизни «Катти Сарк»: она вернулась в Фальмут с тем, чтобы навсегда остаться в Англии. После ремонта парусник должны были вернуть в Португалию, он носил имя «Мария до Ампаро». Но к счастью, капитан Уилфред Доуман, который когда-то плавал на нём, случайно опознал в грязной и запущенной португальской  баркентине великолепный корабль своей молодости.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.39.07

Цена судна оказалась бросовой, но этому чудаку пришлось выложить все свои сбережения, чтобы выкупить парусник у португальцев и спасти его. Так капитан Доуман стал владельцем «Катти Сарк». Её восстанавливали «всем миром» - первоначальный вид и оснастку и стали использовать в качестве учебного судна, снова под флагом Британии, и старое название клипера снова появилось на борту!  Доуман мечтал вывести клипер в Атлантику, чтобы учить будущих  моряков, но смерть благородного капитана помешала осуществить эту мечту. В 1938 его супруга Катарина Доуман подарила парусник Морскому колледжу вместе с деньгами на его содержание.

 Снимок экрана 2020-11-29 в 20.40.06

Всю II Мировую войну корабль простоял на Темзе и остался невредим. Бомбы рвались неподалёку, но ни одна из них, даже осколок, не попала в «Катти Сарк». Но она старела…

И  тут в судьбе  «Катти» появился «русский след»…

 

В 1944 Иван Ефремов написал первый вариант повести «Катти Сарк», который был опубликован в журнале «Краснофлотец» (№ 5, 1944): «В  то время  я  знал  судьбу  замечательного  корабля  лишь в общих чертах и придумал фантастическую версию о постановке «Катти Сарк» в  специально построенный для нее музей…»

Когда рассказ был переведён и издан в Англии, английские моряки были  «задеты» этими художественными неточностями, в частности, их обидело, что «Катти Сарк» в повести покупает (фактически спасает) американец. Английские читатели сообщили советскому писателю много новых фактов  о  судьбе  «Катти Сарк», Ефремов был допущен в архивы и после этого в 1957 написал новый, полностью переработанный вариант повести, опубликованный в альманахе «Мир приключений». И это уже была «попытка изложения подлинной истории «Катти Сарк»».

Эта история прекрасна! Она читается на одном дыхании, кажется, что морской ветер врывается в комнату! Вот что непременно надо изучать детям в школе!

Вместо романов Ф.М.Достоевского, которые и взрослым-то не всем можно читать (мнение психолога).

Потрясающий эпизод времён I Мировой войны, когда в бушующем море экипаж беззащитного парусника под огнём немецкой подводной лодки спасает более 700 пассажиров торпедированного немцами и тонущего пассажирского парохода!

Но повесть И.Ефремова ещё и оказала непосредственное влияние на судьбу знаменитого парусника!  Только после выхода книги на английском языке под нажимом общественного мнения власти всерьёз занялись ремонтом и реставрацией парусника, а в  1952 было образовано  Общество  сохранения  «Катти Сарк», и многочисленные поклонники корабля во главе с герцогом Эдинбургским, супругом королевы Елизаветы II, бывшим морским офицером, собрали большие средства для его восстановления. «Катти Сарк» была полностью восстановлена, и даже была найдена её носовая фигура,  правда,  не первоначальная, работы Ф. Хельера.

В 1957 «Катти Сарк» совершила свой последний рейс вверх по Темзе, в Гринвич. Там её поставили на прикол в специально сконструированном для неё сухом доке близ  королевского Морского колледжа и сделали из неё музей, который открыла для публики королева Елизавета II:

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.41.31

Парусник простоял там 50 лет.

Ранним утром 21 мая 2007 года случилась беда, и одним чудом в мире стало меньше: на судне начался пожар. Борьбу за его спасение вели 8 пожарных бригад. Но огонь, охвативший судно, уничтожил почти 80% деревянной обшивки и палубных перекрытий.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.43.05

Her name was «Cutty Sark»…

На дне дока в Гринвиче остались лишь железный каркас и бушприт… К счастью, большинство съёмных элементов — мачты, паруса, рулевое колесо, носовая фигура Нэн – были демонтированы ранее и вывезены в город Чэтем в графстве Кент для реконструкции. Ирония ситуации состояла в том, что накануне на клипере началась масштабная программа по его сохранению и обновлению.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.44.16

Останки парусника после пожара

Следствие велось почти 1,5 года: 30 сентября 2008 представитель Лондонской пожарной службы на пресс-конференции в New Scotland Yard  озвучил его выводы: пожар произошёл по недосмотру, поджог маловероятен. Причиной возгорания стал перегрев мотора пылесоса, использовавшегося для уборки судна. Пылесос забыли выключить, и он работал 48 часов, т.е. двое суток! (это были выходные дни), а в понедельник начался пожар.

«Катти Сарк» была закрыта на ремонт, и за строительными завесами её невозможно было даже увидеть. Восстановление клипера было завершено 27 апреля 2012.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.45.18

И снова его торжественно открыла королева Елизавета II — вторично, спустя 55 лет:

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.45.42

Конечно, сегодня это уже совсем не та «стригущая волны» «Нэн — Короткая Рубашка» Дж. Уиллиса, Р. Вуджета и У. Доумена: за ней нет «ревущих сороковых», проносящегося над стеньгами Южного креста, лихих галсов и сорванных о жёсткую парусину матросских ногтей… За ней нет истории…

Но всё же прекрасный корабль-легенда морей восстановлен: хоть завтра в море!

 

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.47.31

Англичане постарались и сделали это на славу: они ведь настоящие моряки! Реставраторам пришлось полностью перебрать стальной шпангоут и восстановить многие деревянные детали корпуса.

Ремонт судна обошёлся в 50 миллионов фунтов.

 Снимок экрана 2020-11-29 в 20.50.12

Как добраться до Гринвича

Гринвич – это часть Лондона, поэтому добраться до него совсем несложно. Сделать это можно несколькими способами, например, на метро (Метро Greenwich, DLR Cutty Sark). Но гораздо интереснее и приятнее приплыть в Гринвич вниз по Темзе  на корабле, от пирса рядом с Лондонским Оком (знаменитым колесом обозрения). Сначала перед Вами проплывут почти все основные архитектурные памятники английской столицы: здание парламента, Биг Бэн, театр Шекспира «Глобус», Тауэр, крейсер «Белфаст», участвующий в полярных конвоях и галеон Френсиса Дрейка «Золотая лань». Берега становятся всё менее интересными, и Вы уже не ждёте никаких достопримечательностей.  Но вот Темза делает поворот, и перед Вами возникает легендарный клипер. Он так прекрасен, что от него невозможно оторвать глаз!

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.51.11

Теперь это корабль-музей: парусник возвышается над павильоном, сине-зелёная крыша которого напоминает океанские волны.

Снимок экрана 2020-11-29 в 20.57.02

Но можно не только восхищаться снаружи, но и попасть внутрь, чтобы своими глазами увидеть, как устроен корабль…

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.06.45 …в каких условиях жила команда… 

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.07.57

какими были каюты…

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.09.24

…и кухня, где готовили еду…

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.09.35

Увидеть подлинные предметы членов экипажа:

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.11.25

…и пианино капитана:

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.12.23

… постоять на палубе у штурвала…

1

… проштамповать на память свой билет специальным штампом…

Снимок экрана 2020-11-29 в 21.13.28

 …купить сувениры и даже выпить чаю — на легендарном паруснике, который и был создан для того, чтобы привозить чай в Англию.

Режим работы:

Открыто: ежедневно 11.00 – 17.00.

Взрослый билет стоит 13,5 фунтов, детский – 7 фунтов (апрель 2016).

Что почитать: 

Поэма Р.Бёрнса «Катти Сарк и Тэм О`Шентер»:

http://lady.webnice.ru/little_alba/?act=article&v=1496

Повесть И.Ефремова «Катти Сарк»: http://lib.rin.ru/book/katti-sark_ivan-efremov-254945/text/

Владимир Контровский. ЛЕТЯЩАЯ ВЕДЬМА, фантастическая новелла:

http://zhurnal.lib.ru/k/kontrowskij_w_i/letayszhayavedma.shtml

Владимир Контровский. Морская легенда:

http://ancient-skipper.livejournal.com/218697.html

Ярослав Орестов. Катти Сарк, стихотворение: http://www.stihi.ru/2009/03/08/2827

Официальный сайт парусника «Катти сарк»:  www.cuttysark.org.uk

http://www.rmg.co.uk/cutty-sark

 Морские термины, встречающиеся в тексте:

Бушприт (бугшприт) (нидерл. boeg — нос + spriet — пика, вертел) — горизонтальное или наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов — кливеров и стакселей. Угол наклона бушприта обычно составляет 30° – 36°.

Гик - рангоутное дерево, служащее для растягивания нижней шкаторины косых парусов; гики могут быть глухо закреплены или быть подвижными.

Киль – нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности и служащая для обеспечения прочности корпуса.

Рангоут (рангоутное древо) – (нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов и выполнения грузовых работ: мачт, стеньг, бушприта, рей). Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева  (поэтому и назывался рангоутным деревом), впоследствии все части рангоута стали изготавливать из стали или композитных материалов.

Стеньга (нидерл. steng, штанга) – вертикально стоящее рангоутное дерево, продолжение и удлинение мачты. Стеньги используются для крепления рангоутного дерева, несущего парусное вооружение (гафелей, реев), сигнальных фалов и судовых огней.

Такелаж (нидерл. takelage, от takel — оснастка) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами.

Форштевень – деревянная или стальная балка, образующая нос корабля (носовое ребро, особо прочная конструкция) и в нижней своей части переходящая в киль. «Бугшприт сломан у самого форштевня» Станюкович.

Шпангоут (нидерл. spanthout, от spant — «балка» и hout — «древесина») — поперечное деревянное или металлическое ребро корпуса судна; элемент жёсткости обшивки корпуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


× 3 = шесть

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>