«КАТТИ САРК»: Легенда, летящая по волнам
Знаменитый 3-мачтовый клипер «Катти Сарк» был спроектирован и построен Геркулесом Линтоном, владельцем верфи «Scott & Linton» в шотландском городе Думбартон близ Глазго. Компания сделала всё, чтобы клипер стал шедевром. В дело шёл только лучший материал: отличное железо, выдержанное дерево — отборный ильм, тик, красная сосна. Но фирма «Scott & Linton» обанкротилась, не успев вооружить превосходно собранный корпус судна. Клипер — по чертежам Линтона — достраивала другая фирма. Он был спущен на реку Клайд в ноябре 1869 и совершил своё первое путешествие в феврале 1870.
Это самый быстрый парусник в мире: из Шанхая в Лондон вокруг Африки он пролетал за 107 дней.
И это самый красивый парусник в мире!
Капитан «Катти Сарк» Ричард Вуджет сказал о нём так: «Я никогда не плавал на более прекрасном корабле. Он был самым лучшим кораблем своего времени, величайшим кораблем, который будет жить вечно».
С заказом на постройку самого быстроходного клипера к Линтону обратился судовладелец и капитан Джон Уиллис по прозвищу «Белая шляпа» — за пристрастие к белому, безукоризненной чистоты цилиндру:
В середине XIX века увлечение чаепитием стало в Британии всеобщим: напиток богачей стал доступен среднему классу и даже рабочим. Импорт чая из Китая превратился в высокодоходный бизнес, и чай стоил тем дороже, чем меньше времени проводил в корабельных трюмах. Особенно ценился первый чай нового урожая, и судовладелец, опередивший остальных, зарабатывал большие деньги.
В результате развернулось строительство клиперов (англ. «clipper») - специальных кораблей для перевозки чая, конструкция которых была всецело подчинена скорости: обтекаемые для быстрого скольжения обводы прочного корпуса, режущие (стригущие) верхушки волн. Огромная площадь парусов — такая, что когда на судне поднимали все паруса, создавалось впечатление, что над океаном летит огромное белое облако! Поэтому — особо прочные мачты, чтобы можно было не спускать паруса во время самых сильных штормов.
Но паруса не обеспечили бы такого быстрого скольжения по воде, которое требовалось от клиперов, если бы не заточенный под скорость узкий корпус с острым носом. Нос клипера был вогнутым, a не прямым или выпуклым, как на других кораблях:
Далеко вперед выступал бушприт, к которому крепились косые паруса:
И ещё требовалась команда: многочисленная и опытная, состоящая из самоотверженных моряков, готовых и способных вести свой корабль, невзирая ни на какие штормы! И тогда клипер скользил по волнам со сверхъестественной скоростью.
Чайные клиперы были вершиной искусства кораблестроения и кораблевождения в эпоху парусов, а «Катти Сарк» был лучшим из них.
«В точных линиях стремительного, узкого корпуса корабля чувствовалось совершенство, подчеркивавшееся неправдоподобной громадой белых парусов. Верхние реи были необычайно длинны и в размерах почти не уступали нижним. История этого корабля не только родня занимательному роману — это cобранная в фокусе история всего парусного торгового мореплавания!»
(И.Ефремов «Катти Сарк»).
Капитан Ричард Вуджет
Джон Уиллис назначил капитаном «Катти Сарк» Ричарда Вуджета, уже известного среди моряков своим мужеством; назначил, невзирая на его молодость, и таким образом на долгие годы соединил судьбы отважного моряка и прекрасного парусника. Более 20 лет не спускался Вуджет с капитанского мостика «Катти Сарк», их слава тоже была общей, и она была ошеломительной.
Основные характеристики
Водоизмещение: 2133,779 тонн при осадке 6,1 м
Длина полная: 85,4 м
Длина корпуса: 64,8 м
Ширина: 11 м
Скорость 17,1 узла
Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м
Общая площадь парусов: 2980 м²
3 мачты
В истории чайных клиперов удивительно переплелись коммерция и романтика…
Перевозки чая, сулившего огромные прибыли, превращались в беспощадные гонки вокруг земного шара. Перевозимый на старых судах, чай иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма: пока Суэцкого канала не было, приходилось огибать Африку. Клиперы пролетали этот путь за 3 — 4 месяца.
Заказчику «Катти Сарк» Джону Уиллису для перевозки чая требовался самый быстрый клипер…
Откуда название?
Название «Cutty Sark» в переводе с шотландского означает «Короткая рубашка». Нэн Короткая Рубашка – персонаж повести в стихах Роберта Бёрнса «Тэм О’Шентер», в основе которой шотландская народная легенда. Фермер Тэм ночью тайком наблюдал пляски ведьм. Самая юная и прекрасная из них по имени Нэнни была одета в короткую сорочку. Ведьмы обнаружили Тэма и погнались за ним. К счастью, на его пути оказался ручей, а ведьмы, по шотландским поверьям, не могут пересекать бегущую воду. Тэм на лошади перепрыгнул ручей, но Нэнни успела схватить его лошадь за кончик хвоста. Именно поэтому она всегда изображалась с пучком конских волос в вытянутой руке.
С карандашного рисунка Г. Линтона
Вот отрывок из поэты Р. Бёрнса «Катти Сарк и Тэм О`Шентер» в замечательном переводе Маршака. Танцующая Нэн:
«Она была в рубашке тонкой,
Которую еще девчонкой
Носила, и давно была
Рубашка ветхая мала.
Не знала бабушка седая,
Сорочку внучке покупая,
Что внучка в ней плясать пойдет
В пустынный храм среди болот,
Что бесноваться будет Нэнни
Среди чертей и привидений…»
Джон Уиллис, размышляя о том, как назвать ему будущий корабль, вспомнил, как много лет назад увидел картину, изображающую ведьму Нэн Короткая Рубашка. Улыбающаяся, лукавая, она неслась на шабаш в своём беге-полёте над вереском шотландских болот. И этот образ юной ведьмы накрепко запечатлелся в его памяти. А позднее он встретил реальную девушку, очень похожую на созданную кистью художника Нэн. Джон не мог на ней жениться по причине её простого происхождения, стыдясь своей любви, он так и не признался девушке.
Всё давно миновало, судовладелец остался бездетным холостяком. Но в потаённых уголках души заносчивого богача продолжало жить сожаление о сладостном и запретном образе Нэн, сливающемся с утраченной любовью к реальной девушке Джен.
Он захотел назвать свой корабль «Нэн Короткая Рубашка». Быстрая, как ветер, прекрасная и своенравная! И его клипер так же будет летать по морям, разрезая волны в своём беге-полёте!
Но он понимал: моряки — народ суеверный, и имя ведьмы, данное кораблю, вызовет недоумения и нарекания. Лучше назвать клипер просто «Катти Сарк», без имени Нэн – такое название не раздражало суеверных и всё-таки соответствовало его желанию и замыслу.
Так нос парусника украсила фигура прекрасной ведьмы, выполненная мастером Ф.Хельером из Блэкуэлла. Ниспадающая складками (не такая уж и короткая!) рубашка Нэн переходила в волнорез на форштевне и делала её похожей не на ведьму, а на древнюю богиню. Сжимая в вытянутой руке пучок конских волос, Нэн преследовала удирающего Тэма, который верхом на своей кобыле Мег был изображен на резном завитке бушприта.
Такие фигуры на парусниках называются носовыми, или гальюнными (гальюн – это свес в носовой части корабля, под ним располагался туалет, который именно поэтому на кораблях называется «гальюн»).
В Риме – ростровая фигура (или РОСТРА): ростр – это носовая часть судна. В Греции – КАРИАТИДА.
Моряки — народ суеверный, ведь морское ремесло опасно. Их вера в то, что женщина на борту приносит несчастье, была незыблемой. Допускалось лишь одно исключение: носовая фигура — и тогда женщине позволялось сопровождать корабль в плавании, более того, считалось, что женщина будет успокаивать бурное море, а её глаза всегда найдут правильную дорогу.
Копия фигуры Нэн, вырезанная из колумбийской сосны и установленная в 1956.
Подлинник экспонируется на выставке носовых украшений в трюме «Катти Сарк».
Жизнь на форштевне была несладкой. Голова и протянутая вперёд левая рука Нэн несколько раз терялись во время штормов. Возможно, таким мог бы быть монолог Нэнни, в котором она жалуется на трудности своей жизни, а заодно и рассказывает о внутреннем устройстве клипера:
Клипер был спущен на воду 22 ноября 1869.
А буквально за неделю до этого на другом конце земного шара произошло другое знаменательное событие: открытие Суэцкого канала, который разрубил тонкую перемычку между Африкой и Азией и открыл дорогу пароходам – новой силе, вступившей в соревнование на морских просторах. Это стало важнейшей вехой в истории морских торговых маршрутов, поскольку для пароходов появился более короткий путь в Азию. Парусники не могли им воспользоваться из-за отсутствия попутного ветра во время прохождения канала, а буксиры обходились слишком дорого. Кроме того, пароходы не зависели от капризов погоды, применение винта сделало их надёжными. Быстрота клиперов с каждым годом всё более уступала работе машин, и скоро стало ясно: открытие Суэцкого канала означало конец эры парусного флота. Мир менялся, и в нём уже не было места белоснежным «стригущим» волны красавцам-клиперам…
Открытие Суэцкого канала означало конец эры парусного флота.
Начиная с 1860-х, чистокровные парусники стали вытесняться: сначала парусниками с паром на подхвате, затем пароходами с парусами на подхвате, и наконец — просто пароходами.
Но пока прекрасная «Катти Сарк» летала с попутными ветрами по волнам со скоростью 17 узлов между Китаем и Англией вокруг мыса Доброй Надежды.
Кстати, а что клиперы везли в Китай, ведь не порожняком же они туда летали за чаем? Британцы пытались возить в Китай разные товары, на большинство из которых спроса не было. Поэтому клиперы доставляли в Китай опиум, который тогда был обычным товаром. Опиумом лечили чуть ли не от всех болезней, и он в Китае был востребован, за него платили серебром.
Однако в чайном флоте «Катти Сарк» пробыла недолго. Спроектированная Линтоном специально для чайной торговли, «Cutty Sark» в качестве чайного клипера успела сделать лишь 8 рейсов. Развитие чайного дела на Цейлоне сократило китайскую чаеторговлю, и держать на ней замечательные корабли становилось невыгодным. Старая «Белая Шляпа» ещё боролся, выискивая для своей «Катти» небольшие партии груза в укромных уголках Китая, но эта борьба была безнадёжной.
И тогда клипер перевели на рейды в Австралию, он стал перевозить шерсть (1883—1895 годы): австралийская шерсть срочно требовалась развивающемуся текстильному производству Англии. На этой линии пароходам пока приходилось туго: от мыса Доброй Надежды до Австралии путь кораблей пролегал через «ревущие сороковые» с их постоянными штормами. И на всём пути не было ни одной точки, где они могли бы принять уголь для своих прожорливых котлов. Пароходы были вынуждены неуклюже ползти под парусами, и тут уж стремительная ведьма играючи брала над ними верх! Это время стало временем славы, «звёздным часом» клипера. Его рекорд — 69 дней от Сиднея до Лондона сквозь “ревущие сороковые широты” — не превзойдён ни одним парусником на свете!
Единственный снимок «Катти Сарк» в море под парусами.
Он сделан капитаном Ричардом Вуджетом с помощью камеры,
укреплённой на двух соединённых вместе лодках.
«Катти Сарк» дольше всех держала знамя в соперничестве пара и паруса, вызывая восхищение пароходных пассажиров и команды, когда при попутном ветре внезапно возникала среди моря, обгоняла дымившее и грохочущее чудовище и скользила вперед, безмолвная и лёгкая.
В 1895 «Катти Сарк» стала совсем убыточной, и с неё был снят британский флаг: парусник был продан португальцам – фирме Феррейра в Лиссабоне. Он получил новое имя – португальское, «Pequina Camisola», которое, впрочем, переводится как «короткая рубашка». Железный набор и тиковая обшивка сделали его корпус несокрушимым. Годы шли, а клипер продолжал плавать без малейшей течи.
Разразилась I Мировая война. «Катти Сарк» снова была продана и вошла в состав торгового флота союзников, осуществляя перевозки угля в Италию, Францию и Гибралтар.
Весной 1916 снова проданный, ещё дешевле, снова переименованный, попавший в плохие руки, наш клипер в Бискайском заливе попал в шторм, сильный даже для этого «котла бурь» (так называют моряки Бискайский залив). Капитан пытался выйти из бури, но ленивая, собранная из случайных бродяг команда не справилась с разворотом судна, что привело к смещению груза и крену. В условиях высоких волн это могло закончится самым трагическим образом, поэтому капитан был вынужден принять единственно правильное решение: рубить мачты — те самые мачты, которые не смогли сломать даже самые сильные шторма!
Леса, годного, чтобы восстановить рангоут, не нашлось, а если бы и нашёлся, он был слишком дорог. Не было и многочисленного опытного экипажа для управления огромной парусностью судна.
И вот лучший клипер мира стал баркентиной: фок-мачту оставили с прямой парусностью, а грот- и бизань-мачты снабдили косыми, как у шхуны, парусами. «Катти Сарк», снова переименованная, запущенная и пёстро раскрашенная, плавала на случайных фрахтах между мелкими портами Средиземного моря. Но корпус её по-прежнему не давал течи.
Флюгер главной мачты:позолоченный, он был подарен кораблю Дж. Уиллисом в 1886 и всегда поднимался на вершину мачты, когда корабль находился в порту. По нему «Катти Сарк» издалека отличали от других клиперов. Он был потерян во время того самого шторма весной 1916. И поразительным образом обнаружился на аукционе в Лондоне в 1960.
Когда разразилась сильнейшая буря 1922 года, исполнилось уже 53 года службы легендарного корабля. Не ремонтировавшаяся с давних времён палуба наконец не выдержала, и капитан с напуганной командой едва добрались до Фальмута. Этот шторм оказался последним в жизни «Катти Сарк»: она вернулась в Фальмут с тем, чтобы навсегда остаться в Англии. После ремонта парусник должны были вернуть в Португалию, он носил имя «Мария до Ампаро». Но к счастью, капитан Уилфред Доуман, который когда-то плавал на нём, случайно опознал в грязной и запущенной португальской баркентине великолепный корабль своей молодости.
Цена судна оказалась бросовой, но этому чудаку пришлось выложить все свои сбережения, чтобы выкупить парусник у португальцев и спасти его. Так капитан Доуман стал владельцем «Катти Сарк». Её восстанавливали «всем миром» - первоначальный вид и оснастку и стали использовать в качестве учебного судна, снова под флагом Британии, и старое название клипера снова появилось на борту! Доуман мечтал вывести клипер в Атлантику, чтобы учить будущих моряков, но смерть благородного капитана помешала осуществить эту мечту. В 1938 его супруга Катарина Доуман подарила парусник Морскому колледжу вместе с деньгами на его содержание.
Всю II Мировую войну корабль простоял на Темзе и остался невредим. Бомбы рвались неподалёку, но ни одна из них, даже осколок, не попала в «Катти Сарк». Но она старела…
И тут в судьбе «Катти» появился «русский след»…
В 1944 Иван Ефремов написал первый вариант повести «Катти Сарк», который был опубликован в журнале «Краснофлотец» (№ 5, 1944): «В то время я знал судьбу замечательного корабля лишь в общих чертах и придумал фантастическую версию о постановке «Катти Сарк» в специально построенный для нее музей…»
Когда рассказ был переведён и издан в Англии, английские моряки были «задеты» этими художественными неточностями, в частности, их обидело, что «Катти Сарк» в повести покупает (фактически спасает) американец. Английские читатели сообщили советскому писателю много новых фактов о судьбе «Катти Сарк», Ефремов был допущен в архивы и после этого в 1957 написал новый, полностью переработанный вариант повести, опубликованный в альманахе «Мир приключений». И это уже была «попытка изложения подлинной истории «Катти Сарк»».
Эта история прекрасна! Она читается на одном дыхании, кажется, что морской ветер врывается в комнату! Вот что непременно надо изучать детям в школе!
Вместо романов Ф.М.Достоевского, которые и взрослым-то не всем можно читать (мнение психолога).
Потрясающий эпизод времён I Мировой войны, когда в бушующем море экипаж беззащитного парусника под огнём немецкой подводной лодки спасает более 700 пассажиров торпедированного немцами и тонущего пассажирского парохода!
Но повесть И.Ефремова ещё и оказала непосредственное влияние на судьбу знаменитого парусника! Только после выхода книги на английском языке под нажимом общественного мнения власти всерьёз занялись ремонтом и реставрацией парусника, а в 1952 было образовано Общество сохранения «Катти Сарк», и многочисленные поклонники корабля во главе с герцогом Эдинбургским, супругом королевы Елизаветы II, бывшим морским офицером, собрали большие средства для его восстановления. «Катти Сарк» была полностью восстановлена, и даже была найдена её носовая фигура, правда, не первоначальная, работы Ф. Хельера.
В 1957 «Катти Сарк» совершила свой последний рейс вверх по Темзе, в Гринвич. Там её поставили на прикол в специально сконструированном для неё сухом доке близ королевского Морского колледжа и сделали из неё музей, который открыла для публики королева Елизавета II:
Парусник простоял там 50 лет.
Ранним утром 21 мая 2007 года случилась беда, и одним чудом в мире стало меньше: на судне начался пожар. Борьбу за его спасение вели 8 пожарных бригад. Но огонь, охвативший судно, уничтожил почти 80% деревянной обшивки и палубных перекрытий.
Her name was «Cutty Sark»…
На дне дока в Гринвиче остались лишь железный каркас и бушприт… К счастью, большинство съёмных элементов — мачты, паруса, рулевое колесо, носовая фигура Нэн – были демонтированы ранее и вывезены в город Чэтем в графстве Кент для реконструкции. Ирония ситуации состояла в том, что накануне на клипере началась масштабная программа по его сохранению и обновлению.
Останки парусника после пожара
Следствие велось почти 1,5 года: 30 сентября 2008 представитель Лондонской пожарной службы на пресс-конференции в New Scotland Yard озвучил его выводы: пожар произошёл по недосмотру, поджог маловероятен. Причиной возгорания стал перегрев мотора пылесоса, использовавшегося для уборки судна. Пылесос забыли выключить, и он работал 48 часов, т.е. двое суток! (это были выходные дни), а в понедельник начался пожар.
«Катти Сарк» была закрыта на ремонт, и за строительными завесами её невозможно было даже увидеть. Восстановление клипера было завершено 27 апреля 2012.
И снова его торжественно открыла королева Елизавета II — вторично, спустя 55 лет:
Конечно, сегодня это уже совсем не та «стригущая волны» «Нэн — Короткая Рубашка» Дж. Уиллиса, Р. Вуджета и У. Доумена: за ней нет «ревущих сороковых», проносящегося над стеньгами Южного креста, лихих галсов и сорванных о жёсткую парусину матросских ногтей… За ней нет истории…
Но всё же прекрасный корабль-легенда морей восстановлен: хоть завтра в море!
Англичане постарались и сделали это на славу: они ведь настоящие моряки! Реставраторам пришлось полностью перебрать стальной шпангоут и восстановить многие деревянные детали корпуса.
Ремонт судна обошёлся в 50 миллионов фунтов.
Как добраться до Гринвича
Гринвич – это часть Лондона, поэтому добраться до него совсем несложно. Сделать это можно несколькими способами, например, на метро (Метро Greenwich, DLR Cutty Sark). Но гораздо интереснее и приятнее приплыть в Гринвич вниз по Темзе на корабле, от пирса рядом с Лондонским Оком (знаменитым колесом обозрения). Сначала перед Вами проплывут почти все основные архитектурные памятники английской столицы: здание парламента, Биг Бэн, театр Шекспира «Глобус», Тауэр, крейсер «Белфаст», участвующий в полярных конвоях и галеон Френсиса Дрейка «Золотая лань». Берега становятся всё менее интересными, и Вы уже не ждёте никаких достопримечательностей. Но вот Темза делает поворот, и перед Вами возникает легендарный клипер. Он так прекрасен, что от него невозможно оторвать глаз!
Теперь это корабль-музей: парусник возвышается над павильоном, сине-зелёная крыша которого напоминает океанские волны.
Но можно не только восхищаться снаружи, но и попасть внутрь, чтобы своими глазами увидеть, как устроен корабль…
какими были каюты…
…и кухня, где готовили еду…
Увидеть подлинные предметы членов экипажа:
…и пианино капитана:
… постоять на палубе у штурвала…
… проштамповать на память свой билет специальным штампом…
…купить сувениры и даже выпить чаю — на легендарном паруснике, который и был создан для того, чтобы привозить чай в Англию.
Режим работы:
Открыто: ежедневно 11.00 – 17.00.
Взрослый билет стоит 13,5 фунтов, детский – 7 фунтов (апрель 2016).
Что почитать:
Поэма Р.Бёрнса «Катти Сарк и Тэм О`Шентер»:
http://lady.webnice.ru/little_alba/?act=article&v=1496
Повесть И.Ефремова «Катти Сарк»: http://lib.rin.ru/book/katti-sark_ivan-efremov-254945/text/
Владимир Контровский. ЛЕТЯЩАЯ ВЕДЬМА, фантастическая новелла:
http://zhurnal.lib.ru/k/kontrowskij_w_i/letayszhayavedma.shtml
Владимир Контровский. Морская легенда:
http://ancient-skipper.livejournal.com/218697.html
Ярослав Орестов. Катти Сарк, стихотворение: http://www.stihi.ru/2009/03/08/2827
Официальный сайт парусника «Катти сарк»: www.cuttysark.org.uk
http://www.rmg.co.uk/cutty-sark
Морские термины, встречающиеся в тексте:
Бушприт (бугшприт) (нидерл. boeg — нос + spriet — пика, вертел) — горизонтальное или наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов — кливеров и стакселей. Угол наклона бушприта обычно составляет 30° – 36°.
Гик - рангоутное дерево, служащее для растягивания нижней шкаторины косых парусов; гики могут быть глухо закреплены или быть подвижными.
Киль – нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности и служащая для обеспечения прочности корпуса.
Рангоут (рангоутное древо) – (нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов и выполнения грузовых работ: мачт, стеньг, бушприта, рей). Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (поэтому и назывался рангоутным деревом), впоследствии все части рангоута стали изготавливать из стали или композитных материалов.
Стеньга (нидерл. steng, штанга) – вертикально стоящее рангоутное дерево, продолжение и удлинение мачты. Стеньги используются для крепления рангоутного дерева, несущего парусное вооружение (гафелей, реев), сигнальных фалов и судовых огней.
Такелаж (нидерл. takelage, от takel — оснастка) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами.
Форштевень – деревянная или стальная балка, образующая нос корабля (носовое ребро, особо прочная конструкция) и в нижней своей части переходящая в киль. «Бугшприт сломан у самого форштевня» Станюкович.
Шпангоут (нидерл. spanthout, от spant — «балка» и hout — «древесина») — поперечное деревянное или металлическое ребро корпуса судна; элемент жёсткости обшивки корпуса.