Новогодняя забава в виде арт-терапии, или Рисуем всей семьёй!
Академическим рисунком владеют не все. Но умения рисовать в данном случае не требуется! Более того, именно «неумение рисовать» наиболее ценно, поскольку в «умелом» рисунке нет проекций, а следовательно мало материала для дальнейшего исследования.
Вполне достаточно способности держать в руке карандаш и провести им по бумаге несколько линий. А это под силу любому человеку.
Назвать такое творчество можно красивым словом «авангардизм», или «кубизм», или «абстракционизм» … )))
Рисунки семьи дадут внимательному зрителю достоверные ответы на многие вопросы. Каким видит себя ребенок в родительской семье? Как он воспринимает нас и наши с ним отношения? Какими мы видим себя и близких в своей семье? Рисуночные методики раскрывают перед ними такие наши проблемы, о которых никто из членов семьи не в состоянии рассказать словами.
Все члены семьи, включая маленьких детей (если они, конечно, не совсем маленькие), получают набор фломастеров, два листа бумаги формата А4 или А5 (половина листа А4) и задание нарисовать два рисунка:
* «Наша семья в прошлом, 2022 году»;
* «Наша семья в новом, 2023 году».
Задание для всех одинаковое и простое: «нарисовать нашу семью», не конкретизируя, кого или что рисовать.
Если ребёнок спросит, например, рисовать ли котёнка, не отвечайте на вопрос прямо, а скажите: «Рисуй так, как тебе хочется».
Правила психологической интерпретации рисунка семьи
(по книге В.К. Лосевой «Рисуем семью»)
Когда рисунок будет готов, автору необходимо подписать всех своих персонажей и все изображённые предметы. Подписи важны, поскольку выражают эмоциональное отношение рисующего к персонажу. Кроме того, подписи необходимы ещё и потому, что даже если количество персонажей рисунка равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать на рисунке, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж, например, Дед Мороз. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности рисующего человека.
В рисунке семьи случайного быть не может, ведь мы рисуем не предметы с натуры, а выражаем свои эмоции по поводу близких людей и значимых предметов.
Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:
1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, например, ревность к брату или сестре.
2. Полное отсутствие эмоционального контакта с этим человеком.
Если на рисунке семьи отсутствует сам художник, то это свидетельствует о трудностях в отношениях с близкими: «меня здесь не замечают», «я и не стремлюсь найти здесь свое место».
Размер изображенного персонажа выражает его субъективную значимость для рисующего. Например, если бабушка на рисунке ребёнка гораздо больше мамы с папой, это означает, что отношения с родителями для него сейчас на втором плане.
Наиболее высоко на плоскости листа расположен персонаж, обладающий, по мнению автора, наибольшей властью в семье, даже если по величине он самый маленький. И если, к примеру, выше всех изображен телевизор, то именно он «управляет» остальными членами семьи.
Расстояние между персонажами на рисунке связано с психологической близостью: кто человеку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит рядом с собой на рисунке; кого воспринимает как близких, нарисует рядом.
Плоскость листа есть аналог пространства жизненного мира человека, и на ней он стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько, по его мнению, «заслуживает». Если человек мало значит сам для себя, то он займет на рисунке совсем немного места, а большая часть листа останется пустой. Поэтому если человек «мельчит» изображение на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.
Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а нижняя часть листа пустая, то низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получается».
Если группа маленьких фигур изображена внизу, а пустой осталась верхняя часть листа, это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким уровнем притязаний: «Даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».
Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихованным, либо его контур обведен несколько раз.
Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.
Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются человеком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, что бы их спасали. Персонажи с глазами-«точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи.
Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.
Персонаж с большим ртом воспринимается как источник угрозы, ведь рот необходим не только для того, чтобы есть и говорить, а еще и для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться.
Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более сильным, могущественным.
Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, то проведите мысленно горизонтальную линию по самой нижней точке ног. С точки зрения автора рисунка, опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», самостоятельной опоры в жизни не имеют.
Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи. Иными словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой «игрушке».
Предмет, наиболее близко расположенный к персонажу, означает объект самой сильной привязанности.
Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов: что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире автора рисунка, символом власти и авторитета (большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце). Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем (или другим источником света и тепла), воспринимаются как конкуренты, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи и недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Иногда плите или холодидьнику даже даются имена.
Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персонажей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления, но в таких формах, которые не характерны для ребенка — ведь дети не любят лежать. Одновременно это может означать для ребенка законность его отвержения другими взрослыми, если они «устали».
Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка наличие в семье тайны, к которой он не допущен.
Очень важно найти в себе силы и отнестись ко всему, что Вы увидите и поймёте, с юмором и пониманием. Полученная информация ни в коем случае не должна быть использована для упреков («Почему ты не любишь бабушку?!») или, тем более, для карательных санкций. Это лишь повод задуматься и сделать правильные выводы для того, чтобы улучшить свои взаимоотношения с близкими.
Интерпретация рисунка дана по книге В.К. Лосевой «Рисуем семью».