Kids paintingНовогодняя забава в виде арт-терапии,

или Рисуем всей семьёй!

Рисунки семьи дадут внимательному зрителю достоверные ответы на многие вопросы. Каким видит себя ребенок в родительской семье? Как он воспринимает нас и наши с ним отношения? Какими мы видим себя и близких в своей семье? Рисуночные методики раскрывают перед ними такие наши проблемы, о которых никто из членов семьи не в состоянии рассказать словами.

Все члены семьи, включая маленьких детей (если они, конечно, не совсем маленькие), получают набор фломастеров, два листа бумаги формата А4 или А5 (половина листа А4) и задание нарисовать два рисунка:

  «Наша семья в прошлом, 2015 году»;

«Наша семья в новом, 2016 году».

Просто «нарисовать нашу семью», не конкретизируя, кого или что рисовать. Если ребёнок спросит, например, рисовать ли котёнка, не отвечайте на вопрос прямо, а скажите: «Рисуй так, как тебе хочется».

Правила  психологической  интерпретации  Рисунка  семьи

(по книге В.К. Лосевой «Рисуем семью»)

Академическим рисунком владеют не все. Но умения рисовать в данном случае не требуется! Более того, именно «неумение рисовать» наиболее ценно, поскольку в «умелом» рисунке нет проекций, а следовательно мало материала для дальнейшего исследования. Вполне достаточно способности держать в руке карандаш и провести им по бумаге несколько линий. А это под силу любому человеку. Назвать такое творчество можно красивым словом «авангардизм», или «кубизм», или «абстракционизм» … )))

Когда рисунок будет готов, необходимо подписать всех его персонажей и предметы. Подписи важны, поскольку выражают эмоциональное отношение рисующего к персонажу. Кроме того, подписи необходимы еще и потому, что даже  если количество персона­жей рисунка равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать на рисунке, а вместо него может быть изображен вымыш­ленный персонаж, например, Дед Мороз или Фея. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетво­ренные потребности рисующего человека.

В рисунке семьи случайного быть не может, ведь мы рисуем не предметы с натуры, а выражаем свои эмоции по поводу близких людей и значимых предметов.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому челове­ку, напри­мер, ревность к брату или сестре.

2. Полное отсутствие эмоционального контакта с этим человеком.    

Если на рисунке семьи отсутствует сам художник, то это свидетельствует о трудностях в отно­шениях с близкими: «меня здесь не замечают», «я и не стремлюсь найти здесь свое место».

Размер изображенного персонажа выражает его субъективную значимость для рисующего. Например, если бабушка на рисунке ребёнка гораздо больше мамы с папой, это означает, что отно­шения с родителями для него сейчас на втором плане.

Наиболее высоко на плоскости листа расположен персонаж, облада­ющий, по мнению автора, наибольшей властью в семье, даже если по величине он самый маленький. И если, к примеру, выше всех изображен телевизор, то именно он «управля­ет» остальными членами семьи.

Расстояние между персонажами на рисунке связано с психологической близостью: кто человеку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит рядом с собой на рисунке; кого воспринимает как близких, нарисует рядом.

Плоскость листа есть аналог пространства жиз­ненного мира человека, и на ней он стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько, по его мнению, «заслуживает». Если человек мало значит сам для себя, то он займет на рисунке совсем немного места, а большая часть листа останется пустой. Поэтому если человек «мельчит» изображение на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.

Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а нижняя часть листа пустая, то низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получается».

Если группа маленьких фигур изображена внизу, а пустой осталась верхняя часть листа, это свидетельствует о соче­тании низкой самооценки с низким уровнем притязаний: «Даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наиболь­шую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом, либо сильно заштрихованным, либо его контур обведен не­сколько раз.

Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того челове­ка, кого он наделил самой большой головой.

Персонажи с большими, расширенными глазами воспринима­ются человеком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, что бы их спасали. Персонажи с глазами-«точечками» или «щелоч­ками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потреб­ности в зависимости, боятся попросить о помощи.

Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все осталь­ные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят.

Персонаж с большим ртом воспринима­ется как источник угрозы, ведь рот необходим не только для того, чтобы есть и говорить, а еще и для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться.

Чем более могущественным воспринимается данный персонаж, тем больше у него руки. Если пальцев на руке больше, чем пять, то ребенок чувствует себя (или соответствующего персонажа) более силь­ным, могущественным.

Чем больше площадь опоры у ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, то проведите мысленно горизонтальную линию по самой нижней точке ног. С точки зрения автора рисунка, опору в реальности имеют только те люди, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанно­сти кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи. Иными словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выра­жает острую любовь папы к этой «игрушке».

Предмет, наиболее близко распо­ложенный к персонажу, означает объект самой сильной привязанности.

Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов: что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире автора рисунка, символом власти и автори­тета (большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце). Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем (или другим источником света и тепла), воспринимаются как конкуренты,  мешающие   пользоваться   в   полной   мере  защитой и опекой.

Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи и недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Иногда плите или холодидьнику даже даются имена.

Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персона­жей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслаб­ления, но в таких формах, которые не характерны для ребенка — ведь дети не любят лежать. Одновременно это может означать для ребенка законность его отвержения другими взрослыми, если они «устали».

Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка нали­чие в семье тайны, к которой он не допущен.

Очень важно найти в себе силы и отнестись ко всему, что Вы увидите и поймёте, с юмором и пониманием. Полученная информация ни в коем случае не должна быть использована для упреков («Почему ты не любишь бабушку?!») или, тем более, для карательных санкций. Это лишь повод задуматься и сделать правильные выводы для того, чтобы улучшить свои взаимоотношения с близкими.

Интерпретация рисунка дана по книге В.К. Лосевой «Рисуем семью». 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


три + 4 =

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>