«Ошибка выживших»: почему истории неудач так же важны, как и истории успеха

«Ошибка выживших»: почему истории неудач так же важны, как и истории успеха

 ОВ

Когда мы ориентируемся на опыт людей, которые достигли успеха, мы делаем серьёзную ошибку. Она называется «ошибка выживших». Термин из области статистики, разновидность систематической ошибки отбора, когда по одной группе («выживших») собрано много данных, а по другой («погибших») никаких данных нет.

Боевая задача с самолётами

Во время Второй мировой войны венгерский математик Абрахам Вальд эмигрировал в США и возглавил там группу учёных, которая занималась использованием статистических данных для решения боевых задач. Например, задачи уменьшения потерь боевых самолётов. Многие бомбардировщики не возвращались после боевых вылетов на базу: шансы экипажа выжить при бомбардировке были такими же, как пробежать по минному полю, ничтожными.

«Живыми трупами» назвал историк Кевин Вильсон всех пилотов Второй мировой.

С одной стороны, самолётам было нужно больше брони. Но, с другой, если самолёт обшить бронёй, как танк, он не сможет взлететь. Нужно было определить его слабые места, чтобы добавить броню только туда.

На вернувшихся из боя самолётах пробоины от пуль были распределены неравномерно: меньше всего их было в двигателе и топливной системе, а больше всего — вдоль крыльев и в нижней части фюзеляжа. И, казалось бы, именно эти места надо укреплять. Но Вальд утверждал: дыры от пуль показывали именно укреплённые места, при попадании в которые самолёт всё же мог вернуться на базу. А защищать бронёй нужно те места, где нет следов от пуль, именно они наиболее уязвимы. Делать выводы только на основе вернувшихся самолетов — ошибка:

Места, где уцелевшие бомбардировщики не повреждены, — это самые уязвимые места. Они вернулись домой только потому, что туда не попали.

Он вычислил, какой уровень повреждения может выдержать каждая часть самолёта до полного разрушения, а затем показал, с какой вероятностью среднестатистический самолёт получит повреждения в этих местах.

В итоге количество уцелевших самолетов значительно возросло, но главное — были спасены тысячи жизней.

Феномен «ошибки выживших» применим не только в военной сфере, но и в бизнесе, в спорте, в науке и даже в быту, в повседневной жизни.

«Ошибка выживших» — это склонность ориентироваться на успехи вместо неудач, этот феномен заставляет нас равняться на звёзд, на чемпионов, на самые преуспевающие компании.

Мы анализируем успех, разбирая его на кусочки и берём себе оттуда всё самое успешное.

А между тем к советам успешных людей стоит относиться с учётом всего вышесказанного. И глядя на яркую сторону их успеха, понимать, что это — дырки от пуль в корпусе уцелевшего самолёта.

Все истории успеха — это «ошибки выживших».

Конечно, у успешных людей многому можно научиться. Дисциплина, трудолюбие, вера в успех необходимы для достижения результатов. Однако важно учитывать и факторы, которые помешали множеству таких же трудолюбивых и дисциплинированных людей добиться аналогичного результата.

Истории поражений не менее важны, чем истории успехов.

Примеры «ошибки выживших»:

  • Если Билл Гейтс бросил учёбу, добился успеха и стал миллиардером, это вовсе не означает, что ​​​​​​​если ты бросишь учёбу, то добьёшься успеха и станешь миллиардером.

Чего не хватает для полноты картины? — Правильно, информации о том, сколько бросивших учёбу живут самой обычной жизнью и не смогли заработать себе миллиарды. И на каком уровне находятся те, кто учёбу не бросил.

  • Если Жанна Кальман , которая прожила 122 года (дольше неё не жил никто), много курила (бросила курить в 117 лет) и любила вино и сладости. это не означает, что если ты будешь курить и не будешь отказывать себе в алкоголе и сладостях, то проживёшь столько же.

Когда читаешь нечто подобное, невольно задаёшься вопросом:

Может быть, действительно не стоит постоянно ограничивать себя в тортиках, а жить, как жила Жанна Кальман, ни в чём себе не отказывая?

Но людей, подобных Жанне Кальман — меньшинство. Большинство людей, которые курили, ели сладости и не отказывали себе в алкоголе, прожило в два раза меньше. Нам всё-таки необходимо выбирать: или ещё по тортику — или всё-таки хочется увидеть своих будущих внуков?

И, кстати, вовсе не эти пристрастия помогли Жанне Кальман дожить до столь преклонного возраста. Сама она считала причиной своего прекрасного здоровья лёгкое отношение к жизни и любила повторять:

Если вы что-то не можете изменить, не стоит из-за этого переживать.

 Подражание успешному человеку не имеет смысла, пока его поведение не сравнили с поведением людей, которые через это прошли, но успеха НЕ добились, то есть тех самых «погибших» — именно они обладают информацией о том, чего НЕ НАДО делать . Но никто не берёт у них интервью. У них никто не просит совета — а зря.

Кладбище неудачных ресторанов погружено в тишину.
Нассим Талеб

 Вот что пишет Даниель Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро»:

Если собрать все истории успеха вместе и пристально на них посмотреть, вы поймёте, что общего у них только одно: им лихо подфартило.

 Однажды известный экстрасенс Деррен Браун пообещал, что подбросит монетку десять раз и все десять выпадет «орёл». Потрясённые зрители сидели перед экранами и не могли поверить своим глазам: у него это действительно получилось!

На самом деле позднее он признался, что девять часов снимал, как подбрасывает монету, пока наконец не выпали десять «орлов» подряд. Всё остальное он вырезал, оставив только успешный дубль.

Вся современная индустрия работает по этому принципу — «показать успех и скрыть провал». То есть для рекламы своего продукта всегда используют самые успешные случаи и самые выдающиеся результаты. А в том, что у большинства людей повторить такой успех не получится, продавец не признается никогда.

Как избежать «ошибки выживших»?

Человеческий мозг несовершенен и может ошибаться. «Ошибка выживших» — самая злокачественная и опасная из всех ошибок восприятия, потому что она невидима. Избежать её трудно, потому что для этого нужен свежий взгляд, помощь извне. Но это всё-таки возможно.

Необходимо помнить: не нужно укреплять бронёй весь самолёт, это дорого и неэффективно.

Если обнаружили пробоину, проанализировать: ведёт ли она к фатальным результатам или с ней можно летать?

Не ограничиваться аргументом  «Моей соседке это помогло!» — ведь найдутся тысячи, которым «это» не помогло. Искать более весомые аргументы.

Если нужен совет, спрашивайте, чего НЕ делать, что ускользает из виду. И не ожидайте найти такую информацию в ярких биографиях, которые описывают лишь солнечную сторону жизни.

Стараться учитывать все подводные камни, не заметные на первый взгляд.

Постоянно задавать себе вопросы:

  • Всё ли я знаю?
  • Всё ли учитываю?
  • Что упускаю из виду?
  • Каких данных не хватает для полноты картины?

На эти вопросы очень трудно ответить, а порой и возможно. Но если их себе не задашь — то и ответ тоже не получишь.

Совет, как избежать провала, дает Джозеф Халинан в своей книге «Почему мы ошибаемся?»: нужно уделять больше внимания мелочам.  А  также помнить пословицу «Лучшее — враг хорошего». Он советует ориентироваться на  тех, кто занимает хорошую твёрдую позицию, а не на тех, кто взобрался на самый верх. Потому что секрет успеха первых — грамотная стратегия и трудолюбие, а вторых — счастливое стечение обстоятельств, которое нельзя брать на вооружение.

…………..

По иронии судьбы, Абрахам Вальд, спасший так много людей и самолётов, сам погиб в авиакатастрофе в 1950, ему было всего 48. Но его вклад в науку пережил его: расчётами А. Вальда пользуются до сих пор.

Встречался ли в Вашей жизни феномен «ошибки выживших»?

 
 
 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


один × = 9

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>