«РАБОТА ГОРЯ»

attachМногим знакомо чувство неловкости, когда не знаешь, что сказать, как себя вести, когда бессилен облегчить горе страдающего человека. Любой совет окажется бесполезным, потому что следовать ему в данный момент невозможно. Реальность такова, что прожить боль можно лишь болея, чувствуя её. Продолжать жить, пока она станет не такой невыносимой. Обозначая утрату чего-то ценного, боль позволяет нам оставаться живыми. И в этом отношении она не менее важна, чем радость.

Проживание горя – длительный процесс. Однако он имеет свои закономерности. Действительно, с одной стороны, горе представляет собой процесс глубоко индивидуальный и очень сложный. С другой стороны, можно выделить относительно универсальные стадии, которые горе проходит в своем развитии. Причины для горя у всех могут быть разными. Разной может быть и его интенсивность. Но проживаем его мы одинаково, поэтапно.

1. Стадия шока и отрицания.

Страшное известие действительно похоже на удар, сбивающий с ног. Для этой стадии характерно отсутствие полноценного контакта с окружающим миром и с самим собой. Человек делает всё машинально, как автомат, с застывшим выражением лица. Такая мнимая эмоциональная холодность, как правило, скрывает под собой глубокое потрясение и защищает человека от невыносимой душевной боли.

Отрицание может наступать одновременно с шоком или вслед за ним и в «чистом виде» возникает обычно в тех случаях, когда утрата неожиданна. Люди неосознанно ищут умершего глазами в толпе прохожих, разговаривают с ним, им кажется, что они слышат его голос. Бывает, что в повседневных делах родные по привычке исходят из того, что ушедший человек рядом, например, ставят на стол прибор для него. Всё это производит тягостное впечатление, но является нормальной реакцией на боль утраты и, как правило, со временем проходит по мере того как переживающий утрату обретает в себе душевные силы встретиться с вызванными ею чувствами. Тогда наступает вторая стадия переживания горя.

2. Стадия гнева и обиды.

После того как факт утраты осознается, все острее ощущается отсутствие умершего. Горюющий силится отыскать причины случившегося, у него возникает масса вопросов: «за что такое несчастье?», «почему Бог позволил ему умереть?», «почему врачи не смогли спасти?», «почему именно он?» При этом горюющий не ждет ответа как такового, это своеобразная форма выражения боли.

Одновременно с появлением таких вопросов возникают обида и гнев в адрес тех, кто прямо или косвенно способствовал смерти близкого или не предотвратил ее: врачей, родственников, друзей, коллег, общество в целом, бога.

Как это ни удивительно, гнев может быть направлен и на самого ушедшего: за то, что покинул и стал причиной страданий, за то, что не написал завещания, оставил после себя кучу проблем, в том числе материальных. Кроме того, смерть близкого человека заставляет людей вспомнить о собственной смертности.

3. Стадия вины.

Горюющий человек мучается угрызениями совести по поводу того, что был несправедлив к умершему или не предотвратил его смерть. Человек может убеждать сам себя, что при возможности повернуть время вспять он точно вел бы себя по-другому, проигрывает в воображении, как бы все тогда было, взывает к Богу, обещая все исправить, пусть только Он даст шанс вернуть все назад. На смену бесконечным «почему?» приходят не менее многочисленные «если бы»: «Если бы я только знал…», «Если бы я вовремя вызвала «скорую»…», «Если бы я не позволил им ехать…». Подобные фантазии направлены уже не на поиск «виновных» со стороны, а преимущественно на себя и являются порождением двух внутренних причин:

Первая – это желание контролировать события. А так как человек не может в полной мере их контролировать, то его мысли о возможном изменении случившегося часто бывают нереалистичны: являются не рациональным анализом ситуации, а переживанием своей беспомощности.

Вторая – чувство вины. Причем самообвинения горюющего человека не соответствуют истине: он переоценивает свои возможности и преувеличивает степень своей причастности к смерти того, кто ему дорог. Причем почти каждый потерявший близкого человека чувствует в той или иной мере вину перед умершим. Поводов для этого обычно бывает  много, начиная с того, что не предотвратили уход близкого человека или прямо или косвенно способствовали смерти близкого, вплоть до припоминания всех случаев, когда были не правы по отношению к умершему, недостаточно внимательны, не говорили о своей любви, не попросили прощения.

Вина может быть вызвана реальными ошибками, когда человек действительно сделал что-то «не так». Такая вина, даже если она долго сохраняется, является абсолютно нормальной, здоровой и говорит о нравственной зрелости человека, это нормальная реакция на утрату.

Невротическая вина, напротив, «навешивается» извне (или самим умершим еще при жизни: высказываниями типа «Ты меня в гроб загонишь»), или окружающими («Ну что, довольна? Сжила со свету?») и затем переводится человеком во внутренний план.

4. Стадия депрессии.

Это период максимальной душевной боли, которая может ощущаться даже физически. Страдание часто сопровождается плачем при воспоминаниях об умершем, о прошлой жизни, об обстоятельствах его смерти. Еще один повод для слез – ощущение одиночества, жалость к самому себе.

Но страдание может быть загнано глубоко внутрь и находить выражение в депрессии. Вообще переживание глубокого горя почти всегда содержит в себе элементы депрессии. Человек чувствует себя беспомощным, потерянным, опустошенным, живет воспоминаниями и понимает, что прошлого не вернуть. Настоящее представляется ему невыносимым, а будущее – немыслимым без умершего. Утрачиваются цели и смысл жизни.

О наличии депрессии свид подавленность, апатия, безнадежностью. Человек отдаляется от семьи, друзей, избегает социальной активности; возможны жалобы на отсутствие энергии, чувство разбитости и изнеможения, неспособность сконцентрироваться. Депрессия может проявться и на физическом уровне: в нарушениях сна и аппетита, резкой потере или, наоборот, увеличении веса; могут возникать даже хронические боли.

5. Стадия принятия.

Принятие утраты – завершающая стадия переживания горя: в конце концов человек, как правило, приходит к принятию потери: перестает жить в прошлом и начинает с надеждой смотреть в будущее. Он восстанавливает утраченные социальные связи и заводит новые. Жизнь не просто вновь обретает утраченную ценность, но открываются новые смыслы, появляются новые цели.

Именно в этом проявляется полноценное переживание горя и подлинное принятие утраты: человек не просто «возвращается к жизни», а сам при этом внутренне меняется, выходит на другой этап, возможно, более высокий уровень своего земного бытия, начинает жить другой, новой жизнью.

Эти изменения, конечно же, не означают забвения, человек по-прежнему вспоминает умершего и даже черпает силы в своей памяти о нем. Но умерший перестает быть средоточием всей его жизниЮ а в душе вместо острого горя остается светлая печаль.

Очень часто утрата близкого становится толчком для изменений к лучшему в душе горюющего. Утраты заставляют нас почитать ушедших близких, учат ценить оставшихся родных и жизнь в целом. Кроме того, горе учит состраданию. Перенесшие потерю люди обычно тоньше ощущают чувства других и часто испытывают желание помочь, становятся менее материалистичными, больше сосредоточиваются на жизни и духовности.

Переживание горя — процесс индивидуальный, но для большинства людей он завершается через год-два. Проходит время, и человек принимает горе, начиная новый этап своей жизни.

afw

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники