САМОРЕАЛИЗУЮЩЕЕСЯ ПРОРОЧЕСТВО (ЭФФЕКТ РОЗЕНТАЛЯ)

Самореализующееся пророчество — это предсказание, которое влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Убеждённость  в чём-либо влияет на поведение людей и на ситуацию в целом так, что становится реальностью.

Объясняется это тем, что убеждённость, ожидания человека во многом определяют характер его действий и интерпретацию действий окружающих.

 Эффект Розенталя работает в различных сферах жизни: в быту, на работе, в процессе обучения.

Если ребенка постоянно называть «недотёпой», то он им непременно станет.

Если Вы считаете своего супруга неудачником, то он будет неудачником.

Если муж ревнует жену, то очень часто она начинает ему в конце концов изменять, даже если этого у неё и в мыслях не было.

Важно не то, как ведут себя люди, а то, чего от них ждут.

Концепцию самоисполняющихся пророчеств (англ. «self-fulfilling prophecy») предложил в 1948 социолог Роберт Мертон: «Самосбывающееся пророчество это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что ложная концепция оказывается правдивой, и в результате ошибка становится правилом. При этом «пророк» в качестве доказательства своей правоты опирается на цепь реальных событий. Таковы парадоксы социальной логики». 

Эффект Розенталя может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус: если ты ждёшь от жизни или от человека плохого — они эти твои ожидания скорее всего оправдают. И, наоборот, если ты ждёшь от жизни и человека только хорошего — они так и будут с тобой поступать!

Часто девушки убеждены, что «все мужики — сво…» И тем самым подсознательно ожидают от мужчин определённого поведения, неосознанно подталкивают их к нему и своей манерой поведения, и жестами, и словами. Женщина проецирует свои ожидания на мужчин, и те ведут себя с ней согласно её ожиданиям.

Рисунок1

Человек, убеждённый в верности той или иной информации, непроизвольно ведёт себя таким образом, что она получает подтверждение:

* у меня имеются некие ожидания по отношению к человеку

* я проявляю эти ожидания через прямые или косвенные действия – «сигналы»

* человек воспринимает эти сигналы и подстраивает под них своё поведение

* мои первоначальные ожидания подтверждаются

* и постепенно закрепляются по мере получения новых подтверждений!

Так образуется замкнутый круг самореализующегося пророчества.

Этот феномен был подтвержден многими экспериментами. Вот лишь два из них.

ОПЫТ 1: ЛЮБИМЧИКИ УЧИТЕЛЕЙ

В апреле 1968 г. вышла в свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе». Розенталь и Якобсон провели исследование в начальной школе, расположенной в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем. В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей: им объяснили, что тесты предназначены для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития. Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов было произвольно отобрано по несколько школьников, которым предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звёзд». Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. Учителя удивились, но спорить не стали.social-net-for-teachers

В конце учебного года они удивились ещё больше: как показало измерение IQ, у этих детей по сравнению с одноклассниками интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Причем речь шла не об академической успеваемости, а об IQ, показателе объективном. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

Не все ученики повысили свою успеваемость, но большинство из них действительно стали получать более высокие баллы, что свидетельствует о том, что это не было случайным совпадением, а закономерностью работы закона самосбывающегося пророчества.

Школьные учителя, поверившие в высокий интеллектуальный потенциал этих учеников, вольно или невольно передали им свои ожидания, а те, в свою очередь, оправдали надежды учителей и достигли значительных результатов. Выходит, когда учителя ожидают от ученика отличных знаний, то тот скорее всего их продемонстрирует. И наоборот.

За учителями велось видеонаблюдение. И на кадрах было видно, что «умниц» и «умников» преподаватели поощряли едва уловимыми способами: чаще им улыбались, более одобрительно реагировали на их ответы. В свою очередь и дети показывали чудеса учёбы: с большим удовольствием ходили в школу и работали старательно.

Впоследствии эксперимент был опробован в разных школах и странах мира, и в большинстве случаев (правда, не всегда), он давал положительный результат.

ОПЫТ 2: ЗЕРКАЛЬНАЯ СИМПАТИЯ

Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер разделили на две пары четырёх ранее незнакомых друг с другом добровольных участников эксперимента. Каждому испытуемому из первой пары «по секрету» сообщили, что партнер ему симпатизирует. А во второй паре каждого предупредили, что партнер его не выносит. В итоге испытуемые в первой паре всерьез понравились друг другу. А настроенные против друг друга во второй паре, наоборот, по мере общения все более отчуждались.

Поведение испытуемых вызывало ответное поведение партнеров. Они вели себя «зеркально».

Таким образом, многочисленные эксперименты убедительно доказали: мы получаем то, во что верим, и сегодня тот факт, что самореализующиеся пророчества имеют место быть, не вызывает уже никаких  сомнений.

Следите за своим поведением Произносите чаще такие волшебные фразы:

«Я слышал от многих, что вы добрый и отзывчивый человек и не откажете мне в помощи»,

«Я уверен в вашем высоком профессионализме»,

«Не сомневаюсь, Вы выполните условия контракта в указанные сроки»,

«Я вам доверяю»».

И люди будут стремиться оправдать Ваши ожидания.

Однако самореализующиеся пророчества срабатывают не всегда

Во-первых, развитие ситуации должно зависеть только от самих людей. То есть это замечательно работает в сфере межличностных отношений, но никак не там, где в дело вмешиваются силы природы.

Во-вторых, механизм это неосознаваемый, то есть самому себе заказать такое «самореализующееся пророчество» практически невозможно, потому что оно касается таких тонких внутренних материй, как убеждения, ожидания, установки. Они очень долго формируются и очень трудно меняются, особенно с возрастом. Зато другой человек вполне может «заронить» у Вас в голове какое-либо устойчивое представление (сродни предсказаниям гадалок), которое, особенно при условии Вашей высокой внушаемости, со временем может превратиться во внутреннее убеждение и начать управлять Вашим поведением.

Неизбежны ли самореализующиеся пророчества?

К счастью, нет.

Исполняются они с наибольшей вероятностью при наличии 2 условий:

1) если ошибочных ожиданий придерживаются люди, которые контролируют ситуацию,  от которых эта ситуация во многом зависит;

2) если те, к кому эти ожидания относятся, считаются с мнением первых.

Начальник, связывающий свои позитивные ожидания с определенным сотрудником;

Врач, уверенный в том, что его пациент поправится, –

их уверенность и позитивный настрой создают особую атмосферу, в которой вера в себя у сотрудника или пациента растет и успехи не заставляют себя ждать.

Мужчины, более чем женщины, склонны формировать самоисполняющиеся пророчества, возможно потому, что они в целом подготовлены воспитанием к тому, чтобы стремиться контролировать ситуацию.

Женщины чаще становятся жертвами самоисполняющихся пророчеств, возможно потому, что они в целом воспитываются более мягкими, сговорчивыми и внимательными к мнению других.

Полезные в случае, если они правильны, ожидания могут принести вред, когда они ложны. Потому что они не только заставляют нас неверно судить о людях (ведь не все же мужчины – «сво…»!), но также ограничивают возможности людей и становятся причиной того, что они сами создают себе ту реальность, которой больше всего боятся.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники