СЧАСТЛИВ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.

Часть 1. Сначала — счастье, и лишь потом — успех!

2-z2-ecfee0d3-8cb3-40e6-984c-f57ebaa7986cС детства нам внушают, что когда мы закончим школу, а затем — институт, устроимся на хорошую работу, создадим семью, нашу жизнь можно будет считать успешной. А если мы станем успешными, то мы обязательно будем счастливыми. Ведь иначе и быть не может!

С одной стороны, это логично: если ты реализуешь свои желания и достигаешь поставленных целей, то счастье приходит как следствие этих достижений. Но почему же тогда среди нас так много несчастных людей, которых вполне можно считать успешными?

В 1998 году в психологии произошла революция. До этого соотношение исследований негативных состояний к позитивным составляло 17 : 1. То есть на каждое исследование о том, как быть счастливым и реализованным, приходилось 17 исследований на темы депрессии и других психических дисфункций. И вот Мартин Селигман, который возглавлял Американскую Ассоциацию психологов, и Михай Чиксентмихайи, автор культовой книги «Поток», высказали мнение, что, инвестируя подавляющее количество ресурсов в изучение расстройств и заболеваний, учёные теряют возможность помогать обществу понять гораздо более важные вещи, а именно: как в течение жизни становиться счастливым.

«Пришло время изучать то, что работает, а не то, что сломано», — объявил Селигман. Так в 1998 году родилось новое направление науки – позитивная психология.

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Что такое «счастье»? Американские учёные называют его «субъективным благополучием», и с этим трудно не согласиться. Ведь если опросить 7 миллиардов человек о том, что такое счастье и каким образом они его чувствуют, у каждого будет свой ответ.

«Субъективное благополучие» учёные расшифровывают как «переживание опыта позитивных эмоций – получение удовольствия в сочетании с более глубоким чувством смысла и цели». Счастье подразумевает положительное настроение в настоящем и позитивный взгляд в будущее.

Мартин Селигман разделил счастье на 3 составляющие:

   * удовольствие, наслаждение;

   * увлеченность, заинтересованность;

   *ощущение смысла.

Если сравнить определение американских учёных с толкованием счастья в Большой Советской Энциклопедии, заметим сходство: «Счастье – это понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье является чувственно-эмоциональной формой Идеала. Понятие «счастье» не просто характеризует определённое конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством. Поэтому понятие «счастье» имеет нормативно-ценностный характер. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья».

ОКАЗЫВАЕТСЯ, ВСЁ НАОБОРОТ!

Чем же занялись Селигман и другие учёные, когда решили исследовать «то, что работает, а не то, что сломано»?

Они начали изучать людей, которые относили себя либо к категории счастливых, либо к категории несчастных, и выявляли общие тенденции в их мышлении и поведении: где живут, что едят, как работают счастливые и несчастные люди? Какие у них привычки, как они взаимодействуют с окружающим миром?

И если раньше считалось, что именно успех приводит человека к счастью, то результаты исследований показали совершенно иную картину: счастье – первично, а успех является лишь следствием деятельности счастливого человека.

Если бы мы услышали это от буддийского монаха, этот тезис легко было бы дискредитировать, но когда об этом пишут звёзды современной психологии, доктора наук Гарварда и Стэнфорда, приводя при этом результаты скрупулёзнейших исследований, то невозможно не прислушаться к этим выводам.

Позитивная психология в том виде, в каком её представляют нам ведущие учёные мира, – это не примитивный набор тренингов в стиле «Я самая обаятельная и привлекательная». Это целое направление науки, которое поставило своей целью понять, «с помощью чего в человеке культивируется талант и гений, и как сделать жизнь обычного человека счастливой».

ИССЛЕДОВАНИЯ

Было проведено более 200 научных исследований в сфере позитивной психологии при участии 275 000 человек со всего мира, и их результаты показали следующую картину:  наш мозг функционирует гораздо лучше, когда мы находимся не в негативном или в нейтральном состоянии, а когда испытываем положительные эмоции.

Субъективное ощущение человеком счастья ведёт к успеху в любой сфере, включая работу, здоровье, дружбу, творчество, социальные связи. Именно счастливые сотрудники более продуктивны, больше зарабатывают, лучше управляют другими, реже болеют, менее склонны к эмоциональному выгоранию (проф. неврозам).

ЭВОЛЮЦИННЫЙ ПОЗИТИВ

В 2000 году Барбара Фредриксон, преподаватель Мичиганского университета, была награждена Темплтонской премией, присуждаемой молодым учёным за лучшую работу в области позитивной психологии. Она доказала, что «у положительных чувств, помимо того, что они создают хорошее настроение, есть иное, и весьма важное предназначение».

Эту её работу сам Мартин Селигман назвал «революцией в науке»: «Фредриксон утверждает, что позитивные эмоции играют важнейшую роль в процессе эволюции. Они повышают наши интеллектуальные, физические и социальные возможности и создают резервы, всегда доступные в случае угрозы или необходимости. Когда у вас позитивный настрой, окружающие проявляют к Вам бОльшую симпатию, и с ними легче установить дружеские, любовные или другие отношения. Негативные эмоции действуют как ограничители, а под влиянием позитива мы, наоборот, становимся свободнее, терпимее, подходим к любой проблеме творчески, открыты для новых идей и впечатлений».

Положительные эмоции расширяют сознание человека и вдохновляют его на новые разнообразные исследовательские мысли и действия. С течением времени этот расширенный поведенческий репертуар развивает навыки. Например: любознательность по отношению к ландшафту становится ценным навигационным навыком, приятный разговор с незнакомцем перерастает в долгую дружбу, а спортивные игры становятся средством физического совершенствования.

Негативные эмоции стимулируют узконаправленное поведение, нацеленное на сиюминутное выживание.

Позитивные эмоции к тому же наполняют наш мозг дофамином и серотонином – гормонами, которые не только доставляют нам удовольствие, но помогают мозгу лучше организовывать информацию, дольше ее удерживать и быстрее извлекать при необходимости. Также эти гормоны поддерживают нейронные связи, которые помогают нам думать быстрее и креативнее, быстрее решать сложные задачи и находить новые решения.

НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ

В 1970 году Далай Лама публично высказал мысль о том, что структура головного мозга способна изменяться под воздействием мысли. Тогда западные учёные сочли это смехотворным.

А с 1983 некоторые учёные начали проводить с лидером тибетского буддизма совместные исследования на стыке науки и древних буддийских практик. В 2004 году темой их встречи стало новое открытие в науке –  »нейропластичность», т.е. свойство мозга,  которое заключается в его способности изменяться под действием опыта, причём не только в детстве, но и на протяжении всей жизни.

В аннотации к революционной работе доктора Джеффри Шварца, ведущего исследователя дисфункций мозга, и Шэрон Бегли, редактора «Уолл-Стрит Джорнел», говорится: «Традиционные научные представления долго придерживались мнения, что «разум» — это всего лишь иллюзия, побочный эффект электрохимических процессов в физическом теле мозга. Теперь же учёные утверждают обратное: разум живет своей собственной жизнью».

В своей работе «Сознание и мозг», базирующейся на понятии нейропластичности, доктор Шварц и Шэрон Бегли показали, что человеческий разум — это независимый субъект, который может организовывать и регулировать деятельность мозга как физического объекта.

«После десятилетий работы с пациентами, которые страдают синдромом навязчивых состояний, Шварц сделал  открытие: пациенты, которые придерживались разработанной им терапии, добились значительных и продолжительных изменений в проводящих нервных путях. Первый этап имел научный характер: перенаправляя свое внимание с негативного поведения на более позитивное, пациенты Шварца использовали разум для перестройки мозга, тем самым все больше и больше расширяя горизонты понятия нейропластичность».

В книге «Сознание и мозг» Шварц вводит ещё одно понятие — «ментальная сила», которая рождается в результате т.н. «самостоятельной нейропластичности». Он проводит связь между понятием «ментальной силы» и древней практикой ясного ума в буддизме. Это означает, что изменения работы головного мозга, ранее считавшиеся невозможными, теперь – факт, и это также даёт надежду на возможность лечения многих неврологических дисфункций.

ДИАГРАММА СЧАСТЬЯ

diagrammaСоня Любомирски, доктор наук и выпускница Стэнфорда, пришла к выводу, который опубликовала в своей книге «Психология счастья. Новый подход»:

 

      * 50%  нашего состояния определяются генетикой.

      * 10% — жизненными обстоятельствами.

 * 40% — целенаправленной работой по улучшению эмоционального состояния.

  Из этого следует, что у каждого из нас есть огромный потенциал для увеличения счастья в своей жизни: изменение мышления и поведения, которые, к счастью, полностью находятся под нашим контролем. 

55

Читать часть 2.  

Ваше счастье — в Ваших руках!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники