Роберт Йеркс: обучение у авторитетов

 

Роберт Йеркс: обучение у авторитетов

«Человек – это социальное животное, ориентированное на достижение целей. Его жизнь имеет смысл только тогда, когда текущие цели достигаются, а взамен них ставятся новые». Аристотель

Снимок экрана 2020-12-01 в 0.09.31Вы задумывались, какие люди вас восхищают? Какими качествами они обладают? И какое занимают положение на иерархической лестнице?

Один из основателей научной зоопсихологии, американский учёный Роберт Йеркс, провел в лаборатории приматов Йельского университета следующий эксперимент.

Из группы шимпанзе забрали одну обезьянку низкого социального ранга и занялись её обучением: она должна была научиться с помощью сложных манипуляций доставать банан из специальной кормушки. После того как животное освоило навык, его вместе с кормушкой вернули к остальной группе. Обезьянка ловко доставала бананы, но собратья более высокого ранга, ничуть не стесняясь, тут же отбирали у неё честно заработанное лакомство. Никому и в голову не пришло у неё поучиться: зачем же напрягаться, если можно просто забрать у слабого добычу?!

Затем тот же фокус повторили с шимпанзе высшего ранга: тоже отсадили от группы и обучили пользоваться кормушкой, а затем вернули в группу. Что случилось на этот раз? У обезьяны, стоящей наверху социальной иерархии, банан отобрать никто и не попытался. Зато … всё племя с интересом наблюдало за тем, как вожак управлялся с кормушкой и все стали перенимать у него этот навык!

Вывод: приматы (к которым относимся и мы) обучаются у тех, кто стоит выше их по иерархической лестнице, а с теми, кто стоит внизу, никто не церемонятся.

Кошку, например, обучить чему-либо крайне сложно. Но она и не стайное животное, в отличие, например, от собаки, которая, будучи животным стайным, как раз очень хорошо поддаётся обучению и дрессировке. Поэтому и кора мозга у собак в два раза больше, чем у кошек. Разница – именно в социальности этих животных: чтобы создать стаю, функционировать в стае, понимать законы стаи и учиться у «старших», необходимо много серого вещества.

И ещё интересно:

Число Данбара

Заинтересовавшись социальностью приматов, оксфордский антрополог Робин Данбар исследовал объём коры мозга 38 видов обезьян и сравнил эти показатели с численностью социальных групп, которые эти виды образуют. Оказалось, что между этими двумя показателями — строгая закономерность: чем больше отдел коры у данного вида приматов, тем бóльшие социальные общности они способны образовывать. Чтобы становиться всё более социальными, приматы наращивали объём коры: требовались дополнительные мощности мозга. Лидерство по численности стаи и объёму коры мозга, понятное дело, занимает примат homo sapiens.

Если использовать закономерность, выявленную Данбаром, то наша естественная стая не может быть больше 200 человек. Это и есть т.н. число Данбара, фундаментальный показатель. Да, в вашей записной книжке, возможно, больше 200 человек. Но вы способны помнить и думать только о 200, остальные хранятся в архиве воспоминаний. Круг людей, чьи дни рождения вы помните (и чьё поздравление на ваш день рождения для вас важно), ещё меньше – около 25.

Мы – самые социальные из всех социальных животных, а потому иерархический инстинкт для нас первостепенен. Нежелание умирать и потребность в сексуальных удовольствиях – тоже понятны. Но фундамент своей жизни мы выстраиваем именно на социальной конкуренции.

Что лучше всего сделать, чтобы добиться от ребёнка желаемого? Нужно превратить это «что-то» в соревнование: кто быстрее съест кашу, добежит до двери, оденется, залезет под одеяло и т. д. Гораздо эффективнее, чем «ложечка за папу», «ложечка за маму»! Ребёнок готов на что угодно, только бы выиграть пустяковый жетончик или наклейку. Выиграть именно в соревновании! Ему важно, чтобы его хвалили, уделяли внимание, чтобы он был главным.

Это фундаментальная вещь, которая сидит в нас, как заноза! Причём если и половой инстинкт, и инстинкт самосохранения сильно видоизменились под воздействием культуры, то иерархический до сих пор в нас присутствует почти в первозданном виде. И это самый лёгкий способ нами манипулировать. 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


+ 5 = десять

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>